Фильтры для объектива увеличение

Фильтры для объективов: что это и зачем нужно?

Фильтры на объектив камеры могут использоваться для различных целей в цифровой фотографии. Они могут быть незаменимы для съемки пейзажей в чрезвычайно сложных условиях освещения, они могут улучшить цвета и уменьшить отражения или могут просто защитить линзы объектива. Фильтры широко используются в фотографии и кинематографии, и в то время как некоторые используют фильтры только в редких случаях, другие применяют фильтры в своей повседневной работе постоянно. Например, пейзажные фотографы в значительной степени полагаются на различные фильтры, в то время как уличные и портретные фотографы редко используют их. Поскольку цифровая фотография полностью зависит от качества и интенсивности света, такие фильтры часто необходимы для изменения света до его попадания в объектив. Многие фотографы считают, что некоторые из встроенных в Lightroom и Photoshop инструментов могут имитировать поведение фильтров, что делает фильтры избыточными в эпоху цифровых технологий. На самом деле некоторые фильтры никогда не могут быть смоделированы в программе, а некоторые действительно помогают получить более хороший результат во время постобработки. В этой статье расскажем о различных типах доступных фильтров на объективы, о том, что они делают, когда и как их использовать.

Что такое фильтры и зачем их использовать?

Почему вы носите солнцезащитные очки? Потому что наряду с другими преимуществами они помогают вам лучше видеть при интенсивном освещении, защищают ваши глаза от вредных ультрафиолетовых лучей / ветра / пыли и уменьшают блики. Фильтры также служат аналогичной цели — они могут помочь уменьшить отражения, защитить линзы от потенциальных повреждений, полностью или частично уменьшить количество света, попадающего в линзу, и даже улучшить цвета. В то же время фильтры могут повредить фотографии, если они используются неправильно. Хорошей аналогией будет использовать солнцезащитные очки в темной комнате. Следовательно, вам нужно не только знать, какие фильтры использовать, но и обладать знаниями, как их использовать, и в каких ситуациях. Существует много разных видов фильтров — от дешевых УФ-фильтров до очень дорогих фильтров стоимостью в десятки тысяч рублей.

Формы линзовых фильтров

Фильтры объектива бывают разных форм и форм, как показано ниже. Наиболее популярными линзовыми фильтрами являются круглые, навинчиваемые фильтры. Они устанавливаются непосредственно на резьбу фильтра перед объективом. Они бывают разных размеров, в зависимости от резьбы объектива для фильтра. Стандартный и самый распространенный размер навинчиваемых фильтров для профессиональных линз составляет 77 мм.

Типы линзовых фильтров по форме:

1. Круговые навинчиваемые фильтры

— наиболее распространенный тип, который монтируется непосредственно на резьбу фильтра на объективе. Примеры круглых навинчиваемых фильтров включают в себя фильтры UV / Clear / Haze, круговые поляризаторы, фильтры нейтральной плотности и цветные фильтры. Круглые фильтры также бывают разной толщины — некоторые из них толстые, они могут добавить виньетирование, а другие ультратонкие, чтобы его уменьшить, но при этом не позволяют надеть крышку объектива.

2. Квадратные фильтры

— популярный выбор для пейзажной и другой панорамной фотографии. Держатель фильтра непосредственно прикрепляется к резьбе для фильтра на объективе и может содержать один или несколько фильтров. Самые популярные размеры — 3 × 3 и 4 × 4. В определенных ситуациях их можно сложить вместе, что может отрицательно повлиять на качество изображения и добавить отражения.

3. Прямоугольные фильтры

— еще один популярный выбор, прежде всего среди пейзажных фотографов. Устанавливается так же, как квадратные фильтры через систему держателей. Поскольку круглые градуированные фильтры с нейтральной плотностью непрактичны (из-за разных размеров высококонтрастных областей и композиции), прямоугольные фильтры являются основным выбором для пейзажной фотографии. В отличие от квадратных фильтров, у них больше места для перемещения вверх и вниз. Самый популярный размер — 4 × 6, хотя также доступны фильтры большего и меньшего размера.

4. Встраиваемые фильтры

— эти фильтры используются внутри длинных телеобъективов из-за большого размера переднего объектива. Для вставных фильтров используются только прозрачные и поляризационные фильтры.

Виды фильтров для объектива

Давайте подробно рассмотрим каждый тип фильтра и расскажем про эффекты, которые они производят на снимках. Часто бывает слишком сложно понять, что делает конкретный фильтр, и принять решение о том, нужен он вам или нет, а приведенная ниже информация поможет вам решить, хотите ли вы использовать фильтр определенного типа или нет.

Защитные фильтры UV / Clear / Haze Filter

Сегодня фильтры UV / Clear / Haze предназначены для простой защиты передней линзы объектива. В прошлом эти фильтры использовались для предотвращения попадания ультрафиолета на пленку. Все датчики цифровых камер имеют УФ / ИК-фильтр перед собой, поэтому больше нет необходимости использовать эти фильтры на зеркальных камерах. Многие фотографы используют эти типы фильтров для защиты, потому что заменить фильтр проще и дешевле, чем пытаться починить поцарапанный или сломанный элемент линзы. Вообще, лучше всегда держать прозрачный фильтр на своих линзах, потому что его легче чистить.

Прежде чем купить прозрачный фильтр, вы должны убедиться, что вы покупаете высококачественное стекло со специальным мультистойким покрытием (MRC). Худшее, что вы можете сделать, это установить фильтр низкого качества перед дорогим объективом. Это не только ухудшит качество изображения, но и добавит неприятные отражения, призраки и блики к вашим снимкам

Поляризационный фильтр

Существует два типа поляризационных фильтров — линейный и круговой. Линейные поляризаторы не должны использоваться на камерах DSLR, поскольку они могут привести к ошибкам измерения. Круглые поляризаторы, с другой стороны, идеально подходят для зеркальных фотокамер и не вызывают проблем с измерением из-за их конструкции. Фильтры с круговой поляризацией — это, по существу, линейные поляризаторы, со вторым стеклянным элементом, прикрепленным к их задней части, который циркулярно поляризует свет, давая точные результаты экспонирования, когда свет попадает на экспонометр. Когда два элемента выровнены и ориентированы относительно солнца, захваченное изображение может иметь более насыщенные цвета, более голубое небо, меньше отражений и более высокую общую контрастность. Поляризационные фильтры также могут уменьшить помутнение, что очень полезно для пейзажных фотографов.

Существует минимальный и максимальный эффект поляризации, в зависимости от выравнивания фильтра. Вы должны вращать фильтр каждый раз, когда вы снимаете, для достижения наилучших результатов.

Избегайте использования поляризационного фильтра на ультра широкоугольных объективах. У вас может получиться частично темное небо, которое будет сложно исправить при постобработке. Поляризационные фильтры обычно толще обычных фильтров и поэтому могут привести к нежелательному виньетированию.

Нейтральный фильтр (ND)

Назначение фильтров нейтральной плотности — уменьшить количество света, попадающего в камеру, и, таким образом, уменьшить скорость срабатывания затвора и увеличить время экспозиции. Эти типы фильтров особенно полезны в дневное время из-за обилия света, который не может быть значительно уменьшен путем уменьшения диафрагмы объектива и уменьшения ISO.

Фильтры нейтральной плотности могут быть как круглыми, так и прямоугольными. Наличие прямоугольного фильтра не дает никаких преимуществ, поэтому лучше всего купить кольцевой ND-фильтр для увеличения размера и мобильности. Иногда необходимо соединить фильтры, чтобы еще больше уменьшить выдержку. Старайтесь не складывать ND-фильтры с широкоугольными линзами, чтобы избежать виньетирования.

Градиентный фильтр (GND)

Разница между нейтральным и градиентным фильтром заключается в том, что последний постепенно меняет прозрачность. Поскольку размер неба и переднего плана может меняться в зависимости от композиции, большинство фильтров GND имеют прямоугольную форму. Поэтому эти фильтры должны использоваться либо с системой держателей, либо их нужно держать рукой перед объективом. Преимущество использования держателя состоит в том, что вы можете сложить несколько фильтров и вам не нужно беспокоиться о проблемах выравнивания. Недостаток при этом заключается в том, что он может добавить виньетирование, поэтому вы должны быть осторожны при использовании широкоугольных объективов с фокусным расстоянием менее 35 мм.

Фильтр с резким градиентным переходом (GND)

Смесь нейтрального и градиентного фильтра с четким переходом, эти фильтры могут быть очень полезны в ситуациях с высокой контрастностью, когда небо очень яркое по сравнению с передним планом, а горизонт плоский (из-за жесткого перехода от темного к ясному). Во время фотографирования жесткий край в центре выровнен с горизонтом. Небо затемняется в зависимости от интенсивности фильтра. Фильтра GND с двумя или тремя остановками часто бывает достаточным для уравновешивания снимка. Проблема с жесткими фильтрами GND заключается в том, что горизонт редко бывает ровным, поэтому фильтры с мягкими краями часто более полезны. Будьте осторожны при укладке жестких фильтров GND в условиях высокой контрастности — оба фильтра должны быть правильно выровнены, чтобы избежать неприятных переходов.

Фильтр с мягким градиентным переходом (GND)

По сравнению с приведенными выше GND-фильтрами эти градиентные фильтры с постепенно переходят от темного к прозрачному, что позволяет фотографам использовать их при фотографировании неплоского горизонта. В то время как горы, холмы и другие объекты над горизонтом могут быть проблематичными для жестких фильтров GND, фильтры мягких поверхностей GND работают намного лучше в этих ситуациях, благодаря постепенному переходу.

Фильтр с обратным градиентным переходом (GND)

Обратные градиентные фильтры появились не так давно. По сравнению с обычными фильтрами GND с резким / мягким переходом, они темные на горизонте и постепенно смягчаются к вершине. Эти фильтры очень полезны для съемки заката, когда вы снимаете солнце близкое к горизонту. Общая проблема с такими закатами заключается в том, что солнце намного ярче неба. Если вы используете GND-фильтр с резким переходом, небо может стать слишком темным, а если вы используете GND-фильтр с мягкими переходом, солнце будет переэкспонировано. Решением является использование обратного фильтра GND, который уравновешивает солнце и небо в кадре, что приводит к более сбалансированной экспозиции.

Цветные фильтры

Цветовые фильтры обычно используются для изменения баланса белого в камере. Существует два типа цветовых фильтров — коррекция цвета и вычитание цвета. Первый используется для корректировки баланса белого, а второй — для поглощения одного цвета и пропуска остальных. Эти фильтры были довольно популярны для пленок, но редко используются для цифровой фотографии, поскольку цветовые эффекты и изменения баланса белого могут быть легко реализованы в таких программах постобработки, как Lightroom и Photoshop.

Макрофильтр

Макрофильтры обычно называются макрофокусами, потому что они больше линзы, чем фильтры. Они прикрепляются к объективам так же, как фильтры, поэтому и упомянуты здесь. Эти фильтры в основном используются для макросъемки, чтобы иметь возможность приблизиться к объекту, уменьшив минимальное расстояние фокусировки объектива. Данные фильтры — это дешевый способ преобразования обычного объектива в макрообъектив, хотя они негативно влияют на качество изображения. Для достижения наилучших результатов рекомендуется использовать макрообъектив.

Читайте также:  Как записать видео с веб камеры наиболее актуальный и востребованный софт в том числе с эффектами под водой

Фильтр для спецэффектов

Фильтры для спецэффектов могут создавать интересные эффекты, но поскольку большинство таких эффектов можно легко создавать в Photoshop, эти фильтры уже в значительной степени утратили свою популярность. Единственный фильтр, который не может быть воспроизведен в Photoshop, — это фильтр боке, потому что основные моменты не могут быть легко изменены с помощью методов постобработки.

Фильтры могут быть изготовлены из стекла, пластика, смолы, полиэстера и поликарбоната. Стеклянные фильтры, как правило, высшего качества, но очень дороги и имеют тенденцию легко ломаться, особенно квадратного или прямоугольного типа.

Подыскиваете подходящий сервисный центр по ремонту объективов? Обращайтесь в Fotoblick !

Источник

Фильтры для объектива увеличение

Тип является ключевой характеристикой любого светофильтра: он описывает способ его работы и, соответственно, применение.

— Ультрафиолетовый. Основное назначение таких фильтров — задерживать избыточное ультрафиолетовое излучение, которое снижает качество снимков и отрицательно воздействует на матрицы фотокамер. Они предназначены в первую очередь для съёмки в горах или на морском побережье, где уровень УФ повышен по сравнению с обычными условиями: УФ-фильтры корректируют цветопередачу, устраняя избыток синего цвета, и повышают контраст. В других условиях такие светофильтры практически не влияют на качество снимков, а потому могут применяться в качестве постоянной защиты объектива от влаги и загрязнений.

— Инфракрасный. В данном случае подразумеваются фильтры, пропускающие только инфракрасное излучение; для съёмки в этом диапазоне необходима специальная фотоплёнка либо камера с матрицей, чувствительной к ИК-лучам. ИК-съёмка применяется как в научных и технических целях, так и в художественной фотографии, поскольку позволяет получить необычные эффекты (например, листья деревьев в ИК-диапазоне могут выглядеть белыми). К тому же разные фильтры пропускают разные диапазоны ИК-излучения, что даёт ещё большие возможности в художественных экспериментах.

— Цветоусиливающий. Как следует из названия, такие светофильтры используются для подчёркивания опреде . лённого цвета — для этого их стёкла окрашиваются в тот или иной цвет. Существуют варианты, окрашенные в несколько цветов, они обычно применяются для различных классических ситуаций (например, синий и зелёный — «небо и трава», «небо и лес»). На практике цветоусилители в основном применяются в профессиональной цветной съёмке, т.к. перенастроить цвета на фото в определённых пределах без проблем можно за счёт постобработки в фоторедакторе.

— Цветобалансирующий. Фильтр, предназначенный для изменения общего цветового баланса снимка (этот параметр ещё называют «цветовой температурой»), подробнее см. «Цветовой баланс». Используется преимущественно в плёночной фотографии, т.к. цифровые камеры обычно имеют собственные инструменты для подстройки цветового баланса.

— Для ч/б фото. Разновидность цветоусиливающих фильтров (см. выше), предназначенная для обеспечения контрастности на чёрно-белых снимках. Одна из особенностей ч/б фотографии состоит в том, что объекты, видимые в цвете как контрастные, на чёрно-белых снимках могут практически сливаться — например, красные ягоды на фоне зелёных листьев. Применив цветной фильтр, можно подчеркнуть нужный цвет, сделав его более светлым или, наоборот, тёмным на ч/б снимке: например, в данном примере зелёный фильтр сделает листья светлыми, а ягоды — тёмными. Стоит отметить, что, несмотря на видимое сходство, фильтры для ч/б не предназначены для использования в роли цветоусиливающих при цветной съёмке, т.к. имеют свою специфику цветокоррекции (см. ниже) — в частности, влияют на весь спектр и вносят заметные искажения в цветопередачу.

— Градиентный. Фильтры с частично затенёнными или окрашенными стёклами; другая часть стекла при этом прозрачна. Затенённые (нейтрально-серые) светофильтры используются в основном для выравнивания яркости и позволяют правильно передать контраст на всём снимке в том случае, если снимаемые области сильно отличаются по освещённости. Это особенно актуально в пейзажной съёмке, где часто встречается яркое небо и относительно слабо освещённая земля: установив градиентный фильтр тёмной стороной кверху, можно получить качественный снимок, приглушив свечение неба. Цветные градиентные фильтры могут применяться в роли цветоусиливающих (см. выше) либо для получения художественных эффектов. Часто такие фильтры имеют конструкцию, позволяющую изменять высоту расположения относительно объектива.

— Поляризационный. Светофильтры, оснащённые поляризованным стеклом. Такое стекло обладает рядом свойств, полезных в первую очередь для пейзажной съёмки, в т.ч. съёмки около воды. Так, оно частично устраняет блики и отражения, что позволяет избежать смазывания и делает снимки воды более чёткими, а небо на снимках через поляризатор выглядит более насыщенным. Кроме того, такие фильтры до определённой степени могут даже заменить нейтральные (см. ниже), т.к. позволяют удлинять выдержку. Ещё одна область их применения — съёмка сквозь стекло (правда, в определённом диапазоне углов).

— Нейтральный. Такие фильтры имеют «нейтральный» серый оттенок и предназначены для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, не изменяя его спектра. Они пригодятся, например, в том случае, если Вы хотите использовать длительную выдержку для эффектного отображения движения или открытую диафрагму для размытия фона, однако объект съёмки сильно освещён, а матрица или плёнка имеют слишком высокую чувствительность. Нейтральный фильтр спасает ситуацию, обеспечивая, по сути, эффект снижения чувствительности.

— Смягчающий. Смягчение, отражённое в названии этих фильтров, выражается в определённом размытии изображения. Это может использоваться, например, в портретной съёмке для сглаживания текстуры кожи, устранения видимых недостатков (пятен, родинок и т.п.), а также в других видах съёмки для создания художественных эффектов.

— Защитный. Такие светофильтры предназначены исключительно для защиты передней линзы объектива от влаги, пыли и отпечатков пальцев. Они абсолютно прозрачны, не изменяют свойств попадающего в объектив света и никак не влияют на съёмку.

— Лучевой. Лучевые фильтры предназначены для подчёркивания источников света: они создают на снимках видимые лучи, расходящиеся от этих источников. Достигается это благодаря специальному покрытию стекла, с рельефными бороздками.

— Макро. Как следует из названия, предназначены для макросъёмки. Такие фильтры фактически являются дополнительными линзами, уменьшающими минимальное фокусное расстояние объектива и позволяющими максимально приблизиться к снимаемому объекту.

— Окрашивающий. Разновидность цветных фильтров; в соответствии с названием, предназначены для окрашивания изображения в тот или иной цвет. При этом, в отличие от цветоусиливающих фильтров, они не просто подчёркивают свой цвет в общем разнообразии, а полностью «забивают» им все остальные, и в итоге получается снимок в различных оттенках одного цвета. Это даёт соответствующие возможности художественной съёмки — например, можно сымитировать инопланетный пейзаж за счёт эффекта «неземного» освещения.

— Интерференционный. Фильтры, способные пропускать только определённую часть спектра видимого света. Это достигается за счёт того, что их стёкла изготовляются из множества сверхтонких слоёв чередующихся материалов с разным показателем преломления. Самый популярный способ использования данной технологии — создание защитных светофильтров, предохраняющих камеру от «лишнего» инфракрасного и ультрафиолетового излучения: интерференционное «стёклышко» эффективно обрезает световой спектр по верхнему и нижнему краю, пропуская только видимый свет. Технически интерференционный фильтр может быть и «цветным» (окрашивающим или цветоусиливающим), причём такие модели имеют ряд преимуществ над традиционными (абсобционными) цветными светофильтрами — в частности, хорошее светопропускание и эффективное подавление «неродного» цвета. Однако по ряду причин (в частности, из-за сложности в производстве) данный вариант особого распространения не получил.

— Туманный. Фильтр, создающий эффект лёгкого затуманивания снимка — например, для создания романтической атмосферы на фото. Затуманивание осветляет обширные затемнённые участки снимка и визуально «разгружает» их.

— Эффектный. В данную категорию включены фильтры, предназначенные для наложения на фото специфических эффектов и не относящиеся ни к одной из категорий, описанных выше. Набор таких эффектов весьма разнообразен, в него входят, в частности, виньетка (затемнение краёв), цветовые пятна или имитация мазков краски, неполное размытие фона — небольшая часть кадра остаётся в резкости, и т.п. Конкретную разновидность эффекта в каждом случае нужно уточнять отдельно.

Длина волны, от

Минимальная длина световых волн, пропускаемых светофильтром.

Данная характеристика позволяет оценить диапазон, в котором работает фильтр. Она указывается только для моделей, используемых в инфракрасной съемке (см. «Тип»): у ИК-волн длина больше, чем у волн видимого света, поэтому фильтр должен отсекать волны короче определенного значения. Граница между видимым светом и инфракрасным излучением лежит приблизительно на уровне 700 нм, а «классикой жанра» для ИК-светофильтров считается порог в 715 – 720 нм, именно этот вариант рекомендуется начинающим ИК-фотографам. В то же время встречаются и другие варианты — от 650 нм, пропускающих часть видимого спектра, до 950 нм, сильно ограничивающих даже ИК-диапазон. Используя разные фильтры в одной и той же ситуации, можно добиться разных эффектов на получившемся изображении. Подробные рекомендации по этому поводу есть в специальных источниках.

Коэффициент увеличения

Коэффициент затемнения

Цветокоррекция

Цветовой баланс

Количество лучей

Дополнительно

— Многослойное просветление. Просветлением называют нанесение на поверхность стекла специальной плёнки, которая улучшает светопропускание за счёт снижения отражений и рассеивания. При многослойном просветлении таких плёнок наносится несколько: это, во-первых, улучшает светопропускание во всём спектре (так как одна плёнка рассчитана на довольно узкий диапазон длины волн), а во-вторых, в состав могут входить дополнительные слои (защитные, водоотталкивающие и т.п.). Кроме того, многослойное просветление значительно снижает искажения цвета.

— Тонкая оправа. Благодаря тонкой оправе светофильтр занимает немного места при установке, что позволяет установить на один объектив сразу несколько фильтров. Таким образом, Вы сможете скомбинировать их эффекты по своему желанию.

— Широкоугольный. Светофильтры, которые можно использовать на широкоугольных объективах. Они могут иметь разную конструкцию: это может быть как фильтр в тонкой оправе (см. выше), так и широкоформатное стекло, по размеру превышающее диаметр объектива и установленное на оправу в форме усечённого конуса, сужающегося к месту крепления. В любом случае основным требованием к такому фильтру является то, чтобы он не ограничивал поле зрения объектива.

— Защитное покрытие. Наличие на стекле светофильтра специального защитного покрытия, стойкого к царапинам. Ха . рактеристики и особенности такого покрытия различаются у разных производителей, этот момент стоит уточнять по документации к конкретным моделям.

— Влагозащищенный. Влагозащищённые светофильтры имеют особое покрытие — благодаря ему вода, попадающая на стекло, практически сразу стекает, не задерживаясь и не оставляя мелких капель, пятен и т.п. Это облегчает съёмку во время дождя и поблизости от водоёмов.

Читайте также:  Воздушные фильтры Mitsubishi Galant 9 2003 2012 в Москве

— Крепление с адаптером. Этот тип крепления применяется в основном для светофильтров прямоугольной формы. Адаптер состоит из кольца для крепления на объектив и фильтродержателя, который, в свою очередь, крепится на кольцо. Собственно, в фильтродержатель и устанавливается пластина светофильтра. Такая схема позволяет использовать несколько светофильтров различного типа с одним и тем же адаптером, меняя их при необходимости. И наоборот: под один и тот же фильтр могут выпускаться адаптеры с разным крепёжным диаметром (см. «Диаметр»), что позволяет применять одну и ту же пластину с разной оптикой. В то же время единого стандарта для размеров фильтродержателя нет, а адаптеры часто продаются отдельно от самих фильтров; потому, подбирая такую систему, стоит убедиться в соответствии размеров.

Источник



Как правильно выбрать светофильтр для объектива

В одной из прошлых статей я уже рассказывал как правильно выбрать объектив для фотоаппарата. Сегодня поговорим о еще одной важной вещи, которая непосредственно относиться к объективам. Светофильтры для объектива необходимы для придания общей картине красок и дополнительных эффектов. Кроме того, установленный фильтр поможет защитить объектив камеры от внешних факторов и повреждений. С помощью него на снимках не будет засвечиваться небо, что тоже является большим преимуществом. Важно правильно выбрать это оборудование, чтобы можно было беспрепятственно создавать красивые фотографии.

Какие бывают фильтры

Типажей светофильтров довольно много. Они используются только при возникновении острой необходимости в смене эффекта или цвета фотографии. Не стоит постоянно использовать фильтры при каждой съемке. Рассмотрим, какие классификации светофильтров существуют.

Защитные

Данные фильтры необходимы для каждой камеры или фотоаппарата. Их основная функция – защищать аппаратуру от попадания мелких частиц, способных вывести технику из строя. Они помогают предотвратить следующие проблемы:

  • загрязнение основной линзы. Фотолюбители и профессиональные фотографы могут запросто оставить свои отпечатки на линзе фотоаппарата, очистить которые потом очень трудно. Защитный фильтр оберегает основную линзу от таких последствий;
  • механические повреждения. Если аппаратура падает или другим способом повреждается, то в первую очередь удар приходится на объектив. Данный фильтр смягчает механические воздействия, выпавшие на долю основной линзы;
  • пыль и грязь. Мелкие частицы способны попадать в объектив и портить качество съемки. Если установлен защитный фильтр, то линза останется чистой.

Каждый фотограф и фотолюбитель должен иметь под рукой защитный светофильтр.

Поляризационные

Их функция заключается в задерживании поляризованного света. Такие светофильтры состоят из подвижной и неподвижной частей. С помощью вращения подвижной части фильтр и подстраивается под потоки поляризационного света. Принцип действия этого типа светофильтра заключается в фотографировании элементов, находящихся под водой или за стеклом с абсолютным отсутствием бликов на фото.

Преимущества поляризационных фильтров:

  1. уменьшают яркость;
  2. повышают насыщенность;
  3. устраняют блики;
  4. делают прозрачными воду и стекло.

Поляризационный фильтр используется для изменения цветов на фотографии, придания им красочности и четкости. Применять его можно только днем, поскольку его действие напрямую зависит от света. Подходят для камер с ручной фокусировкой, линейной поляризацией.

Однако не всегда этот светофильтр может быть применен эффективно. Важно обращать внимание на положение солнца, которое должно оставаться сбоку от фотографа. Защищайте фильтр от ультрафиолетовых лучей, поскольку их длительное воздействие может навредить линзе. Поэтому рекомендуется хранить аппаратуру в кофре.

Нейтрально-серые фильтры

Такие светофильтры поглощают излишнее количество света в кадре, которое мешает созданию качественной фотографии. Их используют обычно в яркие и солнечные дни, чтобы немного приглушить и подкорректировать изображение. Его можно сочетать и комбинировать с другими фильтрами.

Преимущества нейтрально-серых фильтров:

  1. настраивают баланс света;
  2. доступны для съемки любую погоду;
  3. поглощают яркий свет;
  4. увеличивают время выдержки.

Нейтрально-серые светофильтры никак не влияют на цветовую гамму снимка, несмотря на употребление цвета в названии. Они всего лишь регулируют количество света, что позволяет фотографам и фотолюбителям снимать в любую погоду.

Градиентные фильтры

Светофильтры с градиентом необходимы для регулировки света в кадре. Линза данного фильтра построена таким образом, что одна часть затемнена. Это позволяет приглушать свет и на снимке. Настройки фотоаппарата редко позволяют сделать гармоничную экспозицию при ярком солнце или плохом освещении. В итоге получается фотография с затемнением вверху или внизу кадра.

Преимущества градиентных фильтров:

  1. исправляют дефекты освещения;
  2. расширяют границы фотографии;
  3. осуществляют прозрачность элементов съемки;
  4. увеличивают насыщенность;
  5. защищают устройство.

Существуют и цветные светофильтры с градиентом. Они изменяют цвет фотографии, делая плавные переходы. Чаще всего их применяют, когда необходимо поменять цвет неба или воды: для этих ситуаций цветные градиентные фильтры подходят лучше всего.

Эффектные фильтры

Используются для пейзажных съемок. Такие устройства для объективов камер создают разные эффекты на фотографии. Чаще всего фотолюбители и профессионалы выбирают эффект звезд или тумана. Линза фильтра устроена так, что она делает фото немного расплывчатым, как будто все находится в тумане. Подходит для ночных съемок или фотографий в пасмурную погоду.

Применяются также и для портретных съемок. Центральная зона при этом не изменяется, а остальной участок фотографии поддается влиянию эффекта линзы. Могут использоваться разные насадки, в зависимости от назначения фотографии.

Звездные фильтры

Звездный эффект добавляет резкости и насыщенности снимку, но при этом сохраняет общую цветовую гамму. Линза рассеивает свет, поэтому огонечки напоминают маленькие звезды. Лучше использовать на улицах с фонарями или при наличии большого количества огней. Фильтр сохранит все детали и не даст затеряться важным объектам среди сильного освещения.

При дневном свете никакого эффекта от применения данного фильтра заметно не будет. К тому же фотографии станут менее резкими и четкими. Поэтому лучше всего использовать звездный светофильтр в ночное время.

Софт- и фог- фильтры

Суть этих фильтров заключается в абсолютном смягчении фотографии. Оба светофильтра делают снимок расплывчатым, убирают его резкость. Подходит для съемок в темное время суток, дождливую погоду или во время зимнего периода. Софт- фильтр более мягкий, в отличии от фог- светофильтра.

Их можно использовать без ограничений на фокусное расстояние или диафрагму. Наоборот, чем больше будет фокусное расстояние, тем более размытым будет изображение. Таким образом, эти фильтры тоже создают эффект тумана.

Center-spot фильтр

Представляет собой виньетку, которая смягчает снимок по краям. Размытой области меняется в зависимости от охвата светофильтра. Помогает при портретной съемке: размывает фон вокруг центрального объекта.

Они имеют отверстие внутри конструкции, что и создает эффект виньетки. Фильтры могут также изменять цветовую гамму фотографии: снимок будет становиться либо теплее, либо холоднее. Центр объектива всегда будет сохранять изображение в первоначальном виде, изменяются только края фото.

Инфракрасный фильтр

Создает снимки в красном цвете, которые при дополнительной обработке станут лучше оригинала. Данный светофильтр очень нестандартный, поскольку теряется естественность фотографии.

Однако при настройке экспозиции в самой камере могут получиться хорошие работы. Инфракрасная съемка не получится без специального светофильтра или объектива¸ потому что все попытки отредактировать фотографию приведут к снижению ее качества.

Выбор фильтра на основании цели

При выборе светофильтра для объектива в первую очередь обратите внимание на цели, согласно которым будет использовано данное оборудование. Самыми распространенными из них являются:

  • уменьшение бликов и повышение насыщенности. Для этих целей выбирайте поляризационные фильтры. Они поглощают излишнее количество света и убирают блики. Некоторые виды таких светофильтров справляются и с увеличением насыщенности фотографии. По-другому такие фильтры называют CPL;
  • улучшение четкости линзы, ее защита. Покупайте защитные или ультрафиолетовые светофильтры. Они помогают предотвратить попадание грязи, пыли и других мелких частиц в объектив камеры. Защищают от отпечатков пальцев основную линзу;
  • изменение баланса белого. Подойдут фильтры, которые будут регулировать цвет изображение либо к теплому оттенку, либо к холодному. Приобретайте их, если хотите изменить цвет фотографии, чтобы потом не заниматься этим при обработке снимка;
  • увеличение времени выдержки. В этой ситуации используйте нейтрально-серые фильтры, которые улучшат качество фото в ясную погоду. В следствие этого фотография станет более резкой и четкой. Не бойтесь, что она может обрести серый цвет. Данный светофильтр совершенно не влияет на палитру снимка.

Выбор фильтра на основании объекта съемки

Применение фильтров во время съемки зависит еще от одного показателя – объектов. На качество фотографии влияет освещение и фон. Поэтому подбор фильтра напрямую зависит от этих составляющих.

Выбор по объектам:

  • вода. Требуется фильтр, которые сможет зафиксировать плавное течение воды, поверхность которой не будет отсвечивать. Используйте либо нейтрально-серые, либо поляризационные светофильтры. Первые поглотят солнечный свет, который отражается от поверхности воды, а второй способствует съемке «сквозь» воду, уберет блики;
  • природа и пейзажные зарисовки. Тоже подойдут поляризационные фильтры. При наличии специального объектива можете захватить большую фоновую площадь и при этом сохранить стабилизацию фотографии. Иногда пользуйтесь градиентными светофильтрами, хорошо подходит для съемок закатов или рассветов;
  • локации с неоднородным освещением. Чтобы плохое освещение не повлияло на качество фотографии, приобретайте фильтры для баланса белого. Они помогут делать снимки только в теплых или холодных тонах, при этом регулируя освещение;
  • портрет. При портретной съемке воспользуйтесь фильтрами, которые помогут размыть задний фон еще больше. Используйте для этих целей Center-spot, который ослабляет фокус по краям фотографии. Его можно сделать и самостоятельно из специальной бумаги.

Выбор фильтра на основании размера объектива

Самым важным критерием является размер объектива камеры. Светофильтры подбираются исключительно в соответствии с параметрами аппаратуры, поскольку сами могут быть разных размеров.

При поиске фильтра по размеру объектива обратите внимание на следующие моменты:

  1. уточните размер объектива. Эти параметры обычно указываются в верхней части объектива и представляются в виде диаметра. Измеряются в миллиметрах;
  2. выберите соответствующий фильтр. Помните о том, что те фотофильтры, которые устанавливаются путем закручивания, должны подбираться строго по размеру объектива;
  3. приобрести адаптер для фильтров. Сделайте это в том случае, если на объектив не нашлось подходящего светофильтра. Он поможет укрепить элемент и установить фильтр с меньшим или большим диаметром. Однако будьте осторожны, поскольку иногда это приводит к появлению эффекта виньетки.

Общие рекомендации

При выборе светофильтра стоит обращать внимание три важных фактора:

  • тип и характер съемки;
  • область применения данного светофильтра;
  • основные характеристики и детали фотографии.

Чтобы не пришлось дополнительно редактировать снимки, а создавать интересные эффекты на фото сразу, приобретите нужные светофильтры под свой индивидуальный случай:

Что еще может понадобиться начинающему фотографу

Заключение

Существует много типов светофильтров для объективов камер. Для каждой съемки линза, создающая дополнительный эффект, подбирается индивидуально. Чтобы осуществить выбор правильно, запомните следующее:

Читайте также:  Какой фильтр для водонагревателя от накипи

Источник

Светофильтры: характеристики, типы, виды

Тип является ключевой характеристикой любого светофильтра: он описывает способ его работы и, соответственно, применение.

— Ультрафиолетовый. Основное назначение таких фильтров — задерживать избыточное ультрафиолетовое излучение, которое снижает качество снимков и отрицательно воздействует на матрицы фотокамер. Они предназначены в первую очередь для съёмки в горах или на морском побережье, где уровень УФ повышен по сравнению с обычными условиями: УФ-фильтры корректируют цветопередачу, устраняя избыток синего цвета, и повышают контраст. В других условиях такие светофильтры практически не влияют на качество снимков, а потому могут применяться в качестве постоянной защиты объектива от влаги и загрязнений.

— Инфракрасный. В данном случае подразумеваются фильтры, пропускающие только инфракрасное излучение; для съёмки в этом диапазоне необходима специальная фотоплёнка либо камера с матрицей, чувствительной к ИК-лучам. ИК-съёмка применяется как в научных и технических целях, так и в художественной фотографии, поскольку позволяет получить необычные эффекты (например, листья деревьев в ИК-диапазоне могут выглядеть белыми). К тому же разные фильтры пропускают разные диапазоны ИК-излучения, что даёт ещё большие возможности в художественных экспериментах.

— Цветоусиливающий. Как следует из названия, такие светофильтры используются для подчёркивания опреде . лённого цвета — для этого их стёкла окрашиваются в тот или иной цвет. Существуют варианты, окрашенные в несколько цветов, они обычно применяются для различных классических ситуаций (например, синий и зелёный — «небо и трава», «небо и лес»). На практике цветоусилители в основном применяются в профессиональной цветной съёмке, т.к. перенастроить цвета на фото в определённых пределах без проблем можно за счёт постобработки в фоторедакторе.

— Цветобалансирующий. Фильтр, предназначенный для изменения общего цветового баланса снимка (этот параметр ещё называют «цветовой температурой»), подробнее см. «Цветовой баланс». Используется преимущественно в плёночной фотографии, т.к. цифровые камеры обычно имеют собственные инструменты для подстройки цветового баланса.

— Для ч/б фото. Разновидность цветоусиливающих фильтров (см. выше), предназначенная для обеспечения контрастности на чёрно-белых снимках. Одна из особенностей ч/б фотографии состоит в том, что объекты, видимые в цвете как контрастные, на чёрно-белых снимках могут практически сливаться — например, красные ягоды на фоне зелёных листьев. Применив цветной фильтр, можно подчеркнуть нужный цвет, сделав его более светлым или, наоборот, тёмным на ч/б снимке: например, в данном примере зелёный фильтр сделает листья светлыми, а ягоды — тёмными. Стоит отметить, что, несмотря на видимое сходство, фильтры для ч/б не предназначены для использования в роли цветоусиливающих при цветной съёмке, т.к. имеют свою специфику цветокоррекции (см. ниже) — в частности, влияют на весь спектр и вносят заметные искажения в цветопередачу.

— Градиентный. Фильтры с частично затенёнными или окрашенными стёклами; другая часть стекла при этом прозрачна. Затенённые (нейтрально-серые) светофильтры используются в основном для выравнивания яркости и позволяют правильно передать контраст на всём снимке в том случае, если снимаемые области сильно отличаются по освещённости. Это особенно актуально в пейзажной съёмке, где часто встречается яркое небо и относительно слабо освещённая земля: установив градиентный фильтр тёмной стороной кверху, можно получить качественный снимок, приглушив свечение неба. Цветные градиентные фильтры могут применяться в роли цветоусиливающих (см. выше) либо для получения художественных эффектов. Часто такие фильтры имеют конструкцию, позволяющую изменять высоту расположения относительно объектива.

— Поляризационный. Светофильтры, оснащённые поляризованным стеклом. Такое стекло обладает рядом свойств, полезных в первую очередь для пейзажной съёмки, в т.ч. съёмки около воды. Так, оно частично устраняет блики и отражения, что позволяет избежать смазывания и делает снимки воды более чёткими, а небо на снимках через поляризатор выглядит более насыщенным. Кроме того, такие фильтры до определённой степени могут даже заменить нейтральные (см. ниже), т.к. позволяют удлинять выдержку. Ещё одна область их применения — съёмка сквозь стекло (правда, в определённом диапазоне углов).

— Нейтральный. Такие фильтры имеют «нейтральный» серый оттенок и предназначены для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, не изменяя его спектра. Они пригодятся, например, в том случае, если Вы хотите использовать длительную выдержку для эффектного отображения движения или открытую диафрагму для размытия фона, однако объект съёмки сильно освещён, а матрица или плёнка имеют слишком высокую чувствительность. Нейтральный фильтр спасает ситуацию, обеспечивая, по сути, эффект снижения чувствительности.

— Смягчающий. Смягчение, отражённое в названии этих фильтров, выражается в определённом размытии изображения. Это может использоваться, например, в портретной съёмке для сглаживания текстуры кожи, устранения видимых недостатков (пятен, родинок и т.п.), а также в других видах съёмки для создания художественных эффектов.

— Защитный. Такие светофильтры предназначены исключительно для защиты передней линзы объектива от влаги, пыли и отпечатков пальцев. Они абсолютно прозрачны, не изменяют свойств попадающего в объектив света и никак не влияют на съёмку.

— Лучевой. Лучевые фильтры предназначены для подчёркивания источников света: они создают на снимках видимые лучи, расходящиеся от этих источников. Достигается это благодаря специальному покрытию стекла, с рельефными бороздками.

— Макро. Как следует из названия, предназначены для макросъёмки. Такие фильтры фактически являются дополнительными линзами, уменьшающими минимальное фокусное расстояние объектива и позволяющими максимально приблизиться к снимаемому объекту.

— Окрашивающий. Разновидность цветных фильтров; в соответствии с названием, предназначены для окрашивания изображения в тот или иной цвет. При этом, в отличие от цветоусиливающих фильтров, они не просто подчёркивают свой цвет в общем разнообразии, а полностью «забивают» им все остальные, и в итоге получается снимок в различных оттенках одного цвета. Это даёт соответствующие возможности художественной съёмки — например, можно сымитировать инопланетный пейзаж за счёт эффекта «неземного» освещения.

— Интерференционный. Фильтры, способные пропускать только определённую часть спектра видимого света. Это достигается за счёт того, что их стёкла изготовляются из множества сверхтонких слоёв чередующихся материалов с разным показателем преломления. Самый популярный способ использования данной технологии — создание защитных светофильтров, предохраняющих камеру от «лишнего» инфракрасного и ультрафиолетового излучения: интерференционное «стёклышко» эффективно обрезает световой спектр по верхнему и нижнему краю, пропуская только видимый свет. Технически интерференционный фильтр может быть и «цветным» (окрашивающим или цветоусиливающим), причём такие модели имеют ряд преимуществ над традиционными (абсобционными) цветными светофильтрами — в частности, хорошее светопропускание и эффективное подавление «неродного» цвета. Однако по ряду причин (в частности, из-за сложности в производстве) данный вариант особого распространения не получил.

— Туманный. Фильтр, создающий эффект лёгкого затуманивания снимка — например, для создания романтической атмосферы на фото. Затуманивание осветляет обширные затемнённые участки снимка и визуально «разгружает» их.

— Эффектный. В данную категорию включены фильтры, предназначенные для наложения на фото специфических эффектов и не относящиеся ни к одной из категорий, описанных выше. Набор таких эффектов весьма разнообразен, в него входят, в частности, виньетка (затемнение краёв), цветовые пятна или имитация мазков краски, неполное размытие фона — небольшая часть кадра остаётся в резкости, и т.п. Конкретную разновидность эффекта в каждом случае нужно уточнять отдельно.

Длина волны, от

Минимальная длина световых волн, пропускаемых светофильтром.

Данная характеристика позволяет оценить диапазон, в котором работает фильтр. Она указывается только для моделей, используемых в инфракрасной съемке (см. «Тип»): у ИК-волн длина больше, чем у волн видимого света, поэтому фильтр должен отсекать волны короче определенного значения. Граница между видимым светом и инфракрасным излучением лежит приблизительно на уровне 700 нм, а «классикой жанра» для ИК-светофильтров считается порог в 715 – 720 нм, именно этот вариант рекомендуется начинающим ИК-фотографам. В то же время встречаются и другие варианты — от 650 нм, пропускающих часть видимого спектра, до 950 нм, сильно ограничивающих даже ИК-диапазон. Используя разные фильтры в одной и той же ситуации, можно добиться разных эффектов на получившемся изображении. Подробные рекомендации по этому поводу есть в специальных источниках.

Коэффициент увеличения

Коэффициент затемнения

Цветокоррекция

Цветовой баланс

Количество лучей

Дополнительно

— Многослойное просветление. Просветлением называют нанесение на поверхность стекла специальной плёнки, которая улучшает светопропускание за счёт снижения отражений и рассеивания. При многослойном просветлении таких плёнок наносится несколько: это, во-первых, улучшает светопропускание во всём спектре (так как одна плёнка рассчитана на довольно узкий диапазон длины волн), а во-вторых, в состав могут входить дополнительные слои (защитные, водоотталкивающие и т.п.). Кроме того, многослойное просветление значительно снижает искажения цвета.

— Тонкая оправа. Благодаря тонкой оправе светофильтр занимает немного места при установке, что позволяет установить на один объектив сразу несколько фильтров. Таким образом, Вы сможете скомбинировать их эффекты по своему желанию.

— Широкоугольный. Светофильтры, которые можно использовать на широкоугольных объективах. Они могут иметь разную конструкцию: это может быть как фильтр в тонкой оправе (см. выше), так и широкоформатное стекло, по размеру превышающее диаметр объектива и установленное на оправу в форме усечённого конуса, сужающегося к месту крепления. В любом случае основным требованием к такому фильтру является то, чтобы он не ограничивал поле зрения объектива.

— Защитное покрытие. Наличие на стекле светофильтра специального защитного покрытия, стойкого к царапинам. Ха . рактеристики и особенности такого покрытия различаются у разных производителей, этот момент стоит уточнять по документации к конкретным моделям.

— Влагозащищенный. Влагозащищённые светофильтры имеют особое покрытие — благодаря ему вода, попадающая на стекло, практически сразу стекает, не задерживаясь и не оставляя мелких капель, пятен и т.п. Это облегчает съёмку во время дождя и поблизости от водоёмов.

— Крепление с адаптером. Этот тип крепления применяется в основном для светофильтров прямоугольной формы. Адаптер состоит из кольца для крепления на объектив и фильтродержателя, который, в свою очередь, крепится на кольцо. Собственно, в фильтродержатель и устанавливается пластина светофильтра. Такая схема позволяет использовать несколько светофильтров различного типа с одним и тем же адаптером, меняя их при необходимости. И наоборот: под один и тот же фильтр могут выпускаться адаптеры с разным крепёжным диаметром (см. «Диаметр»), что позволяет применять одну и ту же пластину с разной оптикой. В то же время единого стандарта для размеров фильтродержателя нет, а адаптеры часто продаются отдельно от самих фильтров; потому, подбирая такую систему, стоит убедиться в соответствии размеров.

Источник