Гост 52806 2008 фильтры

ГОСТ Р 51251-99 Фильтры очистки воздуха. Классификация. Маркировка

3 Настоящий стандарт гармонизирован с европейскими стандартами EN 779-93 "Patriculate air filters for general ventilation. Requirements, testing, maiking" — "Фильтры очистки воздуха от частиц для общей вентиляции. Требования, методы испытаний, маркировка" и EN 1822-98 "High efficiency particulate air filters (HEPA and ULPA)" — "Высокоэффективные фильтры (НЕРА и ULPA) очистки воздуха от частиц" — в части классификации фильтров

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

4 Классификация фильтров

5 Основные требования

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое) Типоразмеры фильтров

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Сопоставление методов оценки эффективности фильтров общего назначения

ГОСТ Р 51251-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛЬТРЫ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА

Классификация. Маркировка

Air filters. Classification. Marking

Дата введения 2000-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на фильтры очистки воздуха (далее — фильтры), устанавливаемые в системах вентиляции, кондиционирования, воздушного отопления зданий и сооружений, а также в других системах и устройствах подготовки воздуха.

Стандарт устанавливает классификацию фильтров, исходя из обеспечения чистоты воздуха от аэрозольных частиц, маркировку фильтров.

Стандарт может быть использован при сертификации фильтров очистки воздуха.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 50766-95 Помещения чистые. Классификация. Методы аттестации. Основные требования

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Фильтр очистки воздуха; фильтр воздушный — устройство, в котором с помощью фильтрующего материала или иным способом осуществляется отделение аэрозольных частиц от фильтруемого воздуха.

3.2 Фильтрующий материал для воздушных фильтров — материал, предназначенный для улавливания аэрозольных частиц из воздуха.

3.3 Частица — по ГОСТ Р 50766.

3.4 Размер частицы — по ГОСТ Р 50766.

3.5 Счетная концентрация частиц — по ГОСТ Р 50766.

3.6 Массовая концентрация частиц — масса аэрозольных частиц в единице объема воздуха.

3.7 Класс фильтра — характеристика эффективности фильтра, выраженная условным обозначением.

3.8 Коэффициент проскока ( Р, %); проницаемость — характеристика фильтра или фильтрующего материала, равная процентному отношению концентрации частиц после фильтра Nп к концентрации частиц до фильтра Nд:

3.9 Эффективность ( Е, %) — характеристика фильтра или фильтрующего материала, равная процентному отношению разности концентрации частиц до Nд и после фильтра Nп к концентрации частиц до фильтра Nд:

3.10 Размер наиболее проникающих частиц — размер частиц, соответствующий минимальной эффективности фильтрующего материала.

3.11 Производительность фильтра; расход воздуха — объем воздуха в единицу времени, проходящего через фильтр.

3.12 Номинальная производительность фильтра; номинальный расход воздуха — производительность фильтра, при которой его характеристики определяются изготовителем (поставщиком).

3.13 Аэродинамическое сопротивление; перепад давления на фильтре — разность полных давлений до и после фильтра при определенной производительности фильтра.

3.14 Начальное аэродинамическое сопротивление фильтра — аэродинамическое сопротивление незагрязненного фильтра при номинальной производительности.

3.15 Конечное аэродинамическое сопротивление фильтра — аэродинамическое сопротивление фильтра, при котором он подлежит замене или регенерации.

3.16 Пылеемкость фильтра — масса пыли, уловленной фильтром и накопившейся в нем при достижении значения конечного аэродинамического сопротивления.

4 Классификация фильтров

4 .1 Фильтры классифицируют по назначению и эффективности на:

фильтры общего назначения — фильтры грубой очистки и фильтры тонкой очистки;

фильтры, обеспечивающие специальные требования к чистоте воздуха, в том числе для чистых помещений, — фильтры высокой эффективности и фильтры сверхвысокой эффективности.

4.2 Обозначения классов фильтров указаны в таблице 1.

Фильтры грубой очистки

Фильтры тонкой очистки

Фильтры высокой эффективности

Фильтры сверхвысокой эффективности

1 Фильтры общего назначения применяют в любых системах вентиляции и кондиционирования воздуха.

2 Фильтры высокой и сверхвысокой эффективности обеспечивают выполнение специальных требований к чистоте воздуха, в том числе в чистых помещениях.

4.3 Классификация фильтров общего назначения приведена в таблице 2.

Фильтры грубой очистки

Фильтры тонкой очистки

Е с — эффективность, определяемая по синтетической пыли весовым методом (по разности массовой концентрации частиц до и после фильтра);

Е а — эффективность, определяемая по атмосферной пыли.

Допускается применение других методов определения эффективности фильтров, дающих результаты, адекватные таблице 2.

Сопоставление методов оценки эффективности фильтров общего назначения приведено в приложении Б.

4.4 Классификация фильтров, обеспечивающих специальные требования к чистоте воздуха, в том числе чистых помещений, приведена в таблице 3.

Фильтры высокой эффективности

Фильтры сверхвысокой эффективности

Эффективность или коэффициент проскока фильтров определяются по счетной концентрации наиболее проникающих частиц до и после фильтра. Значение эффективности фильтра, полученное другими методами, кроме метода оценки по размеру наиболее проникающих частиц, не может служить для целей классификации фильтров по данному стандарту. Интегральные значения эффективности и коэффициента проскока характеризуются усредненными значениями соответствующих показателей по всей рабочей поверхности фильтра. Локальное значение характеризуется значением показателя в данной точке фильтра.

5 Основные требования

5.1 Общие требования

5.1.1 Конструкция фильтров должна обеспечивать удобство при монтаже, а также возможность демонтажа фильтров при их замене.

5.1.2 Конструкция фильтров должна обеспечивать их надежную герметизацию в установочных рамах вентиляционных систем и исключать возможность протечек воздуха между корпусом фильтра и установочными рамами.

5.2.1 Фильтры, а также элементы конструкции крепления фильтров должны быть изготовлены из материалов, способных противостоять обычным атмосферным условиям в отношении температуры, влажности, коррозионной стойкости.

5.2.2 Конструкция фильтра должна выдерживать механические нагрузки и другие виды нагрузок, которые могут воздействовать на фильтр в процессе его эксплуатации.

5.2.3 Все материалы, в том числе и фильтрующий материал, при прохождении через них воздушного потока не должны выделять пыли, волокон или каких-либо других веществ, оказывающих вредное воздействие на человека или технологические процессы и оборудование, находящиеся в помещении, в которое подается воздух.

5.3 Аэродинамическое сопротивление

5.3.1 Начальное аэродинамическое сопротивление

Начальное аэродинамическое сопротивление фильтра определяют при номинальной производительности фильтров. Дополнительно следует определять аэродинамическую характеристику фильтра, которая представляет собой график зависимости аэродинамического сопротивления незагрязненного фильтра от его производительности при значениях, равных 50; 75; 100 и 125 % номинальной производительности. Начальное аэродинамическое сопротивление фильтра указывают в технической документации.

5.3.2 Конечное аэродинамическое сопротивление

Конечное аэродинамическое сопротивление фильтра определяет изготовитель. Рекомендуются следующие значения конечного аэродинамического сопротивления:

250 Па — для фильтров грубой очистки;

450 Па — для фильтров тонкой очистки;

600 Па — для фильтров высокой и сверхвысокой эффективности.

5.4 Эффективность фильтров

Определение эффективности фильтров следует проводить при номинальной производительности.

5.5 Методы испытаний фильтров

Испытания фильтров проводят с помощью методов, позволяющих адекватно оценить их эффективность и другие характеристики. Фильтры должны проходить испытания при номинальной производительности, устанавливаемой изготовителем фильтров. Перед установкой фильтров высокой и сверхвысокой эффективности на месте эксплуатации должна проверяться их целостность.

5.6 В случае необходимости по соглашению между заказчиком и поставщиком может предусматриваться требование о стерилизуемости фильтров.

6 Маркировка

6.1 Маркировка фильтра должна быть нанесена на наружную сторону корпуса фильтра и упаковочную коробку.

6.2 Маркировка фильтров общего назначения должна содержать:

— наименование фильтра, его тип или условное обозначение;

— наименование и адрес предприятия-изготовителя (товарный знак), наименование страны;

— серийный номер фильтра;

— тип или условное обозначение фильтра;

— класс фильтра по настоящему стандарту,

— направление потока воздуха.

6.3 Маркировка фильтров, обеспечивающих специальные требования к чистоте воздуха, в том числе чистых помещений, должна содержать:

— наименование фильтра, его тип или условное обозначение;

— наименование и адрес предприятия-изготовителя (товарный знак), наименование страны;

— серийный номер фильтра;

— класс фильтра по настоящему стандарту,

— значение размера наиболее проникающих частиц;

— эффективность при номинальной производительности для наиболее проникающих частиц;

— аэродинамическое сопротивление, Па, при номинальной производительности;

— направление потока воздуха.

6.4 Изготовитель может дополнять указанную информацию о фильтрах, например, данными о его пылеемкости, требованиями к стерилизации и прочее.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)

Типоразмеры фильтров

А.1 Рекомендуемые габаритные типоразмеры фильтров общего назначения:

— ширина — 287; 305; 490; 500; 592; 600 мм;

— высота — 287; 305; 490; 500; 592; 600 мм;

— глубина — 20; 25; 50; 100; 300; 360; 600; 700; 900 мм.

А.2 Рекомендуемые ряды габаритных типоразмеров фильтров, обеспечивающих специальные требования к чистоте воздуха, в том числе чистых помещений:

— ширина — 152, 305, 457, 610, 762, 915, 1220 мм;

— высота — 152, 305, 457, 610 мм;

— глубина — 78, 150, 292, 300 мм.

— ширина — 226, 526, 826, 1126 мм;

— высота — 226, 526 мм;

— глубина — 73, 150, 292, 300 мм.

Читайте также:  Фильтр магнитный муфтовый ФММ Ду 32 Ру 16

А.3 Допускается по согласованию с заказчиком изготовление фильтров других размеров.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)

Сопоставление методов оценки эффективности фильтров общего назначения

В таблице Б.1 приведено сопоставление данных по оценке применяемых в международной практике методов оценки эффективности фильтров по синтетической и атмосферной пыли с используемым в отечественной практике методом кварцевой пыли.

Источник



Классификация автомобильных фильтров по ГОСТ

Автомобильные воздухофильтры вписаны в систему государственной стандартизации сравнительно недавно. В России единый стандарт на фильтры для очистки воздуха ГОСТ Р 51251–99 вступил в действие с 2000 года. С этого момента началось качественно новое развитие систем автомобильной воздухоочистки. Однако введению госстандарта на данный вид комплектующих в нашей стране, как и за рубежом, предшествовал долгий путь их развития, длиной без малого в целый век.

Эволюция воздушных фильтров: классификация, изменения технологии и ГОСТ

Конструкции первых автомобилей не предусматривали воздушных фильтров. Во многом именно из-за этого первые машины очень часто выходили из строя: пыль с дороги попадала в камеру сгорания их двигателей напрямую. В силовых установках ломались кольца, а стенки цилиндров быстро оцарапывались. С ростом промышленности, увеличением количества автомобилей и совершенствованием техники в середине 30-х годов автопроизводители пришли к необходимости использования специального оборудования для очистки подаваемого в двигатель воздуха.

Инерционные воздухофильтры

Первые инерционные фильтры имели очень объемный корпус, который получил меткое народное прозвище «кастрюля». Внутри «кастрюли» помещалась подушка из капроновой лески. Первичная воздухоочистка обеспечивалась резкой сменой направления движения: воздух продолжал движение, а пыль по инерции оседала на дне. За вторичную очистку отвечала специальная подушка.

Кастрюля

Первые воздушные фильтры были далеки от конструктивного совершенства, а сами автодвигатели постоянно модернизировались с целью наращивания мощности.

Среди главных недостатков первых инерционных фильтров было следующее.

  • Проволочные и тканевые сетки или масляные ванны не обеспечивали достаточную чистоту подаваемого внутрь двигателя воздуха.
  • Первые модели оборудования имели большие размеры и занимали слишком много места под капотом.
  • Ни один ГОСТ на воздушный или масляный фильтр 30-40-х годов не предусматривал возможности его безопасной утилизации.

Кроме этого, оборудование требовало периодической очистки, которая занимала много времени и требовала немалых усилий.

Единственным относительным преимуществом инерционных фильтров являлась многоразовость их использования. Корпус устройства можно было периодически промывать, после чего его он был готов к повторному использованию. Однако даже это не покрывало самого главного недостатка инерционных фильтрующих устройств – низкой эффективности.

Масляно-инерционные воздухофильтры

Все минусы инерционных фильтров были слишком очевидными, что явилось предпосылкой к интенсивному поиску более рациональных решений по очистке воздуха и привело к созданию инерционно-масляных фильтров. Они значительно превосходили инерционные по эффективности благодаря одному существенному конструктивному отличию. На дно корпуса инерционно-масляного автофильтра наливалось моторное масло, которое улавливало и удерживало в себе загрязняющие частицы. Фильтрующее оборудование данного типа также является многоразовым. Его необходимо регулярно промывать и менять масло. На некоторых видах сельхозтехники они применяются до сих пор.

Масляно-инерционный фильтр

Результатом технологических изысканий стало появление в 1953 году революционно новой системы фильтрации поступающего в двигатель воздуха, основой которой стал бумажный фильтр. Новое оборудование существенно превосходило инерционно-масляные фильтры по эффективности и длительности эксплуатации.

Воздушные автофильтры на пути прогресса: укладка «гармошкой»

В 1957 году компания Knecht Filterwerke (ныне MAHLE Filtersysteme) запатентовала использование в воздухофильтрах бумаги, сложенной «гармошкой». Изобретение германского производителя получило название Micro-Star.

«гармошка»

Укладка фильтрующей бумаги по схеме Micro-Star (спирально-складчатым способом) легла в основу наиболее распространенных сегодня круглых воздушных фильтров. Спирально-складчатая укладка позволяет разместить в одном и том же объеме до 1,7 раз больше фильтрующего материала, чем при укладке другими способами.

Поскольку для эффективной фильтрации имеет большое значение равномерность распределения воздушного потока по всей площади фильтрующей бумаги, ключевую роль играет равномерность ее укладки с точным соблюдением размеров зазоров между складками. Спирально-складчатый способ идеально обеспечивает такую точность.

Современные бумажные «гармошки» для воздушных автомобильных фильтров согласно ГОСТ изготавливаются по сложной технологии. Спирально-складчатая структура материала создается в несколько приемов. Для разделения складок фильтрующей бумаги используются либо специальные сепараторы, либо специальные металлические нити (молдинги), наплавляемые или наклеиваемые на поверхность материала.

Сегодня наибольшее распространение в мире получила технология американской компании Flanders Filters. Этот производитель изготавливает плиссированный материал способом холодного формования. Наряду с данным методом широкое распространение нашли также технологии плиссировки методом термического (горячего) формования.

Чего нет в ГОСТ на целлюлозные автомобильные фильтры: дополнительные опции

Системы прямого топливного впрыска, широко используемые на современном автотранспорте, требуют идеальной очистки воздуха. Для обеспечения надежности работы фильтрующего оборудования в его конструкцию добавляются не предусмотренные общими стандартами:

  • специальные патрубки. С их помощью отводятся попавшие внутрь картера газы и обеспечивается их рециркуляция.
  • тепловые экраны. Необходимость их использования обусловлена плотной компоновкой элементов силовой установки автомобиля между собой, которая обуславливает необходимость защиты корпусов воздухофильтров от перегрева и оплавления.
  • индикаторы загрязнения и расходометры. Эти опции необходимы для своевременного определения необходимости замены воздушного фильтра.

Для обеспечения высокой степени очистки в стандарты по воздушным фильтрам включены изделия, состоящие из первичного и вторичного (внешнего и внутреннего фильтр-элементов), которые надеваются один на другой. Рекомендуется использоваться их исключительно совместно, меняя первичный фильтр вдвое чаще, чем внутренний.

Виды и возможности современных фильтрующих материалов

Виды воздухофильтров

Согласно данным недавних исследований, вокруг автомобиля на дороге при движении в среднем содержится до 5 граммов пыли на кубометр. Уровень запыленности во многом определяется типом и состоянием дорожного полотна, временем года, особенностями почвы, интенсивностью движения и многими другими факторами. В районах с развитой промышленностью помимо пыли в атмосфере содержится много химических агрессивных соединений, растворителей, кислых и щелочных паров кислот. Все это отрицательно сказывается на состоянии фильтровального материала и быстрее приводит автомобильные воздушные фильтры в негодность, вызывая необходимость их замены.

Проблемой продления периода эксплуатации автофильтров занимались все крупные производители этого оборудования. Сегодня для их изготовления используется около полусотни различных фильтрующих материалов. Наибольшее распространение среди них получило сырье на целлюлозной основе, в частности, хлопковое волокно, которое примерно на 95% состоит из целлюлозы.

Следует сказать, что целлюлозные фильтрующие материалы обладают целым рядом недостатков в плане эффективности воздухоочистки. Дело в том, что они впитывают влагу из воздуха. Так, при относительной влажности 94% целлюлозный фильтр может впитать до 25% содержащейся в воздухе воды. Кроме того, фильтры на основе целлюлозного волокна не выдерживают нагревания свыше 130 °С, при более высокой температуре волокно разрушается.

В довершение ко всему целлюлозные материалы подвержены воздействию агрессивной химии. Если слабощелочной раствор концентрацией не выше 5% не нанесет материалу воздушного фильтра никакого вреда, то при более высоких концентрациях едкого вещества материал начнет разрушаться. Кислоты представляют для целлюлозы не меньшую опасность, чем щелочи. Так, 1,5% раствор соляной кислоты при температуре 90 °С разрушит целлюлозное волокно всего за 1 час!

При производстве фильтровальной бумаги принимаются во внимание тип волокон, их длина и структура. Степень пористости и распределение пор по поверхности фильтрующего материала подбираются таким образом, чтобы достигнуть максимальной эффективности, заставить оборудование улавливать мельчайшие частицы загрязнителей при наименьшем сопротивлении входящему воздушному потоку.

Использование пропиток

Чтобы минимизировать или избежать негативных влияний целлюлозные материалы пропитывают спецсоставами на основе фенолов и смол. В результате целлюлозные фильтры приобретают устойчивость к воздействию содержащейся в очищаемом воздухе агрессивной химии.

Кроме вышеперечисленных качеств, материалу фильтр-элемента придаются пламегасящие свойства. Это необходимо для исключения случайных возгораний, связанных с попаданием искр или, к примеру, окурков из соседних машин. Для обеспечения пожарной безопасности автомобильных систем воздухоочистки используются защитные элементы: решетки либо воздуховоды особой формы, усложняющие попадание горящих предметов внутрь.

Многие авторитетные производители автофильтров используются противопожарную пропитку фильтровальной бумаги. Такие спецсоставы не снижают пропускную способность устройств, а при контакте с горящими предметами выделяют азот, который подавляет горение. Некоторые пропитки при соприкосновении фильтрующего материала с огнем выделяют воду и кислоту, которые также не поддерживают горение и не предотвращают воспламенение целлюлозных волокон.

Инновацией последних лет стали фильтровальные материалы с синтетическими (нитроновыми и лавсановыми) волокнами. Нитрон сочетает в себе высокие прочностные качества с превосходной эластичностью и гигроскопичностью. При относительной влажности 65% нитроновое волокно поглощает из воздуха не более 1% влаги. Нитрон легко выдерживает продолжительное высокотемпературное воздействие 120-130 °С, способен кратковременно выдерживать температуру до 180 °С. В отличие от натуральных хлопка и целлюлозы, нитроновое волокно проявляет устойчивость к повреждению кислотой и органическими растворителями. Еще одно важное свойство нитрона – не подверженность воздействию микроорганизмов. Лавсановое волокно имеет аналогичные свойства, но показывает еще большую устойчивость к химическим реагентам.

Читайте также:  Фильтр тонкой очистки воды ставить или нет

Переменная плотность и внешний слой

Эксперты автомобильной отрасли сходятся во мнении, что наивысшие эксплуатационные показатели демонстрируют фильтры с многослойным гофрированным синтетическим полотном переменной плотности, в котором содержатся материалы, имеющие электростатический заряд. В таких воздухофильтрах роль барьера первичной очистки играет внешний слой.

Фильтры с многослойным гофрированным синтетическим полотном переменной плотности

Благодаря использованию объемного фильтрования эффективная работа фильтрующей системы обеспечивается при пробеге в 100 тыс. км и более. При этом высокая пылеемкость и резистентность к увлажнению устойчиво сохраняется в течение всего периода эксплуатации. Единственное, что, к сожалению, пока сдерживает широкое распространение таких фильтровальных материалов, – их высокая стоимость.

Какую степень очистки воздуха дают фильтры по ГОСТ

Доля абразивного износа элементов двигателя относительно общей амортизации достигает 80-90%. Его основной причиной является трение, которое вызывается частицами дорожной пыли, проникающими внутрь двигателя вместе с воздухом. Абразивные свойства пылевых частиц определяются содержанием в них твердых кварцевых примесей. Согласно авторитетным экспертным оценкам, при обычной работе спецтехники концентрация кварца в воздушно-пылевой смеси может достигать 92%.

Главным показателем полезности воздушных фильтров всех типов конструкции и способов очистки является эффективностью очистки, измеряемая в процентах. Этот показатель демонстрирует долю частиц, предельные габариты которых установлены требованиями конструкции силовой установки и заявлены производителем автофильтров, улавливаемых при прохождении воздушного потока сквозь фильтр. У передовых моделей систем воздушной фильтрации этот параметр достигает 97-99,9%.

Немного статистики

97-99,9% — совсем небольшой разброс. Но что в реальности означает столь высокие коэффициенты воздухоочистки? Давайте подсчитаем и сравним! При эффективности воздушного фильтра 99,9% из 1 кг пыли внутрь силовой установки автомашины попадает 10 г, тогда как при 97% – уже 30 г. Разница налицо.

Согласно исследованиям компании Fleetguard, инженеры которой испытывали свои воздухофильтры с эффективностью 99,9% в условиях сильной запыленности, количество пыли, которое проникает внутрь двигателя, составляет не более 0,2 г за 1 моточас. При испытаниях автофильтра с эффективностью 99,5% в аналогичных условиях запыленности силовую установку засоряло около 1 г пыли за 1 моточас.

Важным показателем являются также аэродинамическое сопротивление воздушному потоку и продолжительность работы системы фильтрации до достижения предельно допустимого уровня этого сопротивления. Уровень аэродинамического сопротивления в значительной степени определяет мощностные и экономические показатели автодвигателей, напрямую влияя на содержание токсических веществ в выхлопных газах.

Считается, что автофильтр полностью исчерпывает свою пылеемкость при перепаде давления на входе и выходе в 20 мбар и более. В условиях реальной эксплуатации следить за аэродинамическим сопротивлением затруднительно, поэтому на коммерческом транспорте монтируют специальные датчики, сигнализирующие о необходимости замены воздухофильтра. При отсутствии такого датчика сигналом к замене воздушного фильтра служит снижение мощности и увеличение топливного расхода.

Будущее за «нулевыми» воздухофильтрами

Текущие технологические тенденции автомобильной промышленности состоят в стремлении производителей вложить большие функциональные возможности и ресурс в меньший объем. Применительно к воздушным фильтрам, это стремление заключается в максимизации их пылеемкости с целью продления межсервисных интервалов. С этой целью предприятия отрасли разрабатывают новые способы плиссировки, которые позволят сделать корпус фильтра еще компактнее.

В лабораториях предприятий продолжаются разработки так называемых «нулевых» фильтров. Это направление особенно актуально применительно к серийным автомобилям. Воздухофильтры этого типа обеспечивают минимальное сопротивление входящему потоку воздуха, при этом гарантируя высочайший коэффициент эффективности воздухоочистки.

Фильтры воздуха ДИФА

СОАО «ДИФА» следует в фарватере технологических инноваций в своей производственной сфере и работает в строгом соответствии с отечественными и международными техническими стандартами. В 2004 году компания получила международный сертификат СТБ ИСО 9001. В 2010 году в результате комплексной проверки производства СОАО «ДИФА» подтвердила соответствие своей системы менеджмента качества требованиям СТБ ISO 9001-2009/DIN EN ISO 9001:2008. Продукция «ДИФА» ежегодно проходит сертификацию качества по ISO/TS16949:2009.

Приобретая наши автофильтры, вы отдаете предпочтение достойному качеству отечественных комплектующих в строгом соответствии с ГОСТ по доступным ценам. Приветствуем вас в числе наших постоянных заказчиков и партнеров!

Источник

Гост 52806 2008 фильтры

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЧИСТОТА
ФИЛЬТРЫ И ФИЛЬТРОЭЛЕМЕНТЫ

Общие технические требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЧИСТОТА ФИЛЬТРЫ И ФИЛЬТРОЭЛЕМЕНТЫ

Общие технические требования

Filters and their Elements. Specifications

Дата введения 1994-01-01

Настоящий стандарт распространяется на фильтры и фильтроэлементы, предназначенные для очистки рабочих сред в топливных, масляных, гидравлических и воздушных системах.

Требования пункта 1.2 , перечисления 1, 4, 5, 8, 9; пункта 1.3 , перечисления 1 — 6, 8, 10, 11, 13; пунктов 1.4 — 1.6 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.

1 Технические требования

1.1 Фильтры и фильтроэлементы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и нормативно-технической документации на конкретные виды изделий.

1.2 Конструкция фильтров и фильтроэлементов должна обеспечивать:

1 ) заданный ресурс и (или) срок службы фильтров и фильтроэлементов;

2 ) замену сменных фильтров и фильтроэлементов без демонтажа и смещения соединений трубопроводов;

3 ) удобство монтажа и эксплуатации, предупреждающее загрязнение полости фильтра при замене фильтра и фильтроэлемента;

4 ) прочность и герметичность при давлении рабочей среды, установленной в нормативно-технической документации на конкретные виды фильтров и фильтроэлементов;

5 ) совместимость применяемых материалов и покрытий с рабочей средой;

6 ) наличие устройства для выпуска воздуха из фильтра (при необходимости);

7 ) наличие у фильтра индикатора загрязненности и предохранительного клапана (при необходимости);

8 ) отсутствие внутри фильтра застойных зон (за исключением специально предусмотренных);

9 ) наличие на корпусе фильтра обозначения направления потока рабочей среды.

1.3 В нормативно-технической документации на конкретные виды фильтров и фильтроэлементов должны быть указаны:

1 ) наименование, назначение и область применения;

2 ) условное обозначение;

3 ) тип (наименование, марка) рабочей среды;

4 ) диапазон рабочих температур;

5 ) требования прочности и герметичности фильтра;

6 ) требование герметичности фильтроэлемента;

7 ) требование прочности фильтроэлемента при аксиальной нагрузке (при необходимости);

8 ) требования по совместимости применяемых материалов и покрытий с рабочей средой;

9 ) требование усталостной прочности фильтроэлемента при прохождении потока рабочей среды (при необходимости);

10 ) способы регенерации или утилизации фильтроэлементов;

11 ) климатическое исполнение, категория размещения и условия хранения по ГОСТ 15150 ;

12 ) вид индикатора для фильтров с индикатором загрязненности;

13 ) показатели качества, приведенные в таблице:

Фильтры и фильтроэлементы топливных (1), масляных (2), гидравлических (3), воздушных (4) систем

1 Габаритные и присоединительные размеры

3 Номинальный расход рабочей среды

4 Номинальное давление (разряжение) фильтра

5 Гидравлическая (аэродинамическая) характеристика

6 Номинальный перепад давлений

7 Максимальный перепад давлений на фильтроэлементе

8 Сопротивление потоку от расхода воздуха

9 Разрушающий перепад давлений на фильтроэлементе

10 Абсолютная тонкость фильтрации

11 Номинальная тонкость фильтрации

12 Коэффициент фильтрования

13 Коэффициент отсева (полнота отсева)

14 Коэффициент пропуска пыли

15 Грязеемкость фильтроэлемента (фильтра)

16 Полнота отделения воды

17 Перепад давлений, соответствующий срабатыванию индикатора загрязненности

18 Степень негерметичности предохранительного клапана

19 Перепад давлений, соответствующий началу открытия предохранительного клапана

20 Ресурс и (или) срок службы

Примечани е — Знак * означает ограниченную применяемость.

1.4 Технические требования, не указанные в 1.2 , 1.3 , устанавливаются в нормативно-технической документации на конкретные виды фильтров и фильтроэлементов по согласованию с заказчиком.

1.5 Требования безопасности

1.5.1 Требования безопасности при эксплуатации фильтров и фильтроэлементов — по ГОСТ 12.3.001 , ГОСТ 12.2.003 , ГОСТ 12.2.040 и нормативно-технической документации на конкретные виды фильтров и фильтроэлементов.

1.6 Требования охраны окружающей среды

1.6.1 Для предотвращения загрязненности окружающей среды все отходы, образующиеся при утилизации фильтров и фильтроэлементов, подлежат обязательному сбору с последующей утилизацией.

1.6.2 Утилизацию фильтров и фильтроэлементов, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, следует проводить в специально отведенных местах с применением средств защиты работающих и выполнением мероприятий, не допускающих выбросов вредных веществ в окружающую среду в виде газов, пыли или жидких отходов с концентрацией, превышающей предельно допустимые нормы.

1 РАЗРАБОТАН Государственным арендным объединением «Вторнефтепродукт»

ВНЕСЕН Техническим Комитетом по стандартизации № 184 «Обеспечение промышленной чистоты»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20.04.93 № 109

Источник

Новый стандарт ГОСТ Р ЕН 779-2014 для фильтров общего назначения

Неотъемлемой частью промышленных, общественных и жилых зданий являются инженерные системы, обеспечивающие выполнение необходимых гигиенических или технологических требований.

Одной из таких систем являются системы приточной вентиляции и кондиционирования воздуха, призванные обеспечить забор, обработку атмосферного воздуха, и подачу его в различные помещения с заданными параметрами: температура, влажность и чистота.

Одним из этих критериев является чистота, которая, для находящихся в помещениях людей, регламентирована санитарными нормами, а для технологических процессов специальными требованиями, которые определяют, производимые в этих помещениях, изделия, например, микросхемы в микроэлектронике, лекарственные препараты в фармации, продукты питания в пищевой промышленности.

Читайте также:  Ну еще есть один вариант новый китайский картридж quot quot Там основа порированная стальная труб

Существуют такие технологии, где очищенный воздух является частью технологического цикла, например, цикловой воздух для газовых турбин.

В каждом из этих случаев к чистоте воздуха предъявляется менее или более жесткие требования, которые диктует технология. В большинстве случаев технологические требования являются более жесткими, чем гигиенические.

Так, для ряда технологий (чистые помещения, газовые турбины, атомные станции) необходим жесткий контроль остаточного количества аэрозольных частиц субмикронного размера от 0,1-0,5мкм.

Для обеспечения указанных жестких требований чистоты приточного воздуха, требуется применение специальных систем фильтрации. Практика последних 20-25 лет показала, что обеспечить заданные жесткие требования чистоты возможно (по техническим или экономическим причинам) только с помощью многоступенчатых систем фильтрации, включающих четыре, а иногда и более ступеней.

В этих многоступенчатых системах фильтрации каждая предыдущая ступень призвана защитить последующую ступень, как правило, более дорогую, обеспечивая тем самым увеличение необходимого ресурса последней ступени, выполняющей заданное требование чистоты воздуха. В многоступенчатой системе фильтрации каждый последующий фильтр должен иметь более высокий класс очистки (более высокую эффективность очистки) по сравнению с предыдущей ступенью.

В связи с этим необходимо четкое разделение воздушных фильтров на классы для выбора оптимальной системы фильтрации.

В соответствии с классификациями, принятыми в Европе и России, все фильтры делятся на две большие группы:

— фильтры общего назначения, класс от G1 до F9;

— фильтры специального назначения, класс от Е10 до U17.

Дальнейшее рассмотрение будет относиться к фильтрам общего назначения.

Исторически сегодняшняя система классификации воздушных фильтров была введена в России в 1999г. (когда был принят ГОСТ Р 51251-99). Этот ГОСТ был разработан на базе двух Евростандартов EN779 и EN1822.

ГОСТ Р 51251-99 ввел две основные классификации для фильтров общего назначения (класс G1-F9) и фильтров специального назначения (класс Н10-U17).

Принятие этого стандарта имело важное значение, т.к. он позволил гармонизировать требования к воздушным фильтрам, принятым в России и Европе. Это было важно потому, что в 90-е годы в России стало приходить технологическое оборудование, оснащенное системами фильтрации различных классов и, которые требовали периодической замены фильтров без ухудшения их фильтрующих характеристик.

Необходимо отметить, что ГОСТ Р 51251-99 ввел только общую классификацию воздушных фильтров без четкого описания процедуры их испытаний и определения класса.

Позже в России был принят ГОСТ Р ЕН779-2007 и ГОСТ Р ЕН 1822-2010, которые были полностью аналогичны, действовавшим тогда в Европе, стандартам по фильтрам EN 779 и EN1822.

Введение этих стандартов позволило полностью гармонизировать требование к воздушным фильтрам не только в части классификации, но по методике и процедурам их испытаний.

В дальнейшем происходило развитие и совершенствование Евростандартов, которые привело к их модернизации, в результате чего, появились новые версии этих стандартов EN 779-2012 и EN 1882-2009.

Эти изменения были учтены в новых версиях стандартов России, для фильтров общего назначения ГОСТ Р ЕН779-2014 и для фильтров специального назначения ГОСТ Р ЕН 1822-2012 часть 1÷4 и ГОСТ Р ЕН 1822-5-2014.

В связи с тем, что в новых версиях стандартов ГОСТ Р ЕН 779-2014 и ГОСТ Р ЕН 1822-2012 были введены изменения, которые вошли в противоречия с положением старого ГОСТ Р 51251-99, действия этого ГОСТа было отменено в 2014 году.

Основные различия 2-х версий стандартов фильтров общего назначения ГОСТ Р ЕН 779-2007 и ГОСТ Р ЕН 779-2014 отражены в таблице 1 и таблица 2.

Таблица 1. Классификация фильтров очистки воздуха по ГОСТ Р-ЕН-779-2007

Конечный перепад давления, Па

Средняя пылезадерживающая способность Аm по синтетической пыли, %

Средняя эффективность Еm для частиц с размерами 0,4 мкм, %

Примечание – Характеристики атмосферной пыли значительно отличаются от контрольного аэрозоля, используемого при испытаниях. В связи с этим по результатам испытаний трудно судить об эксплуатационных характеристиках или сроке службы. На эффективность также отрицательно влияет потеря статического заряда или отделение частиц (см. приложения А и В).

Таблица 2 — Классификация фильтров очистки воздуха по ГОСТ Р ЕН 779-2014

Конечный перепад давления, Па

Средняя пылезадерживающая способность Аm по синтетической пыли, %

Средняя эффективность Еm для частиц с размерами 0,4 мкм, %

Минимальная эффективность а для частиц с размерами 0,4 мкм, %

Фильтры грубой очистки

Фильтры тонкой очистки

а Минимальная эффективность – это наименьшая эффективность из начальной эффективности, эффективности разряженного фильтра и наименьшей эффективности, полученной при проведении испытания.

Как видно из сравнения таблиц, в новой версии стандарта добавилось разделение на три группы фильтров вместо двух. Наряду с фильтрами грубой очистки (класс G1-G4) и фильтров тонкой очистки (класс F5-F9), появились фильтры средней (промежуточной очистки) с символом «М» (класс М5÷М6 вместо F5÷F6). Это изменение не носит принципиального характера, а лишь более четко подчеркивает различия между фильтрами грубой и тонкой очистки.

При этом методика испытаний фильтров грубой очистки не изменилась, а для фильтров тонкой очистки была введена дополнительная обязательная процедура определения минимальной эффективности фильтров, в т.ч. после снятия статического заряда, что, в первую очередь, важно для синтетических фильтрующих материалов, способных получать в процессе производства и удерживать в процессе хранения и эксплуатации статический заряд, который может существенно увеличить эффективность фильтров в отношении мелкодисперсных аэрозолей.

В предыдущей версии стандарта данная процедура носила необязательный характер и не была регламентирована конкретными значениями (последняя колонка таблицы 2).

Введение этого требования обусловлено тем, что в последние 10-15 лет в мире началось производство фильтрующих материалов на основе синтетических волокон. Чаще всего в качестве таких волокон используется полипропиленовые волокна, которые можно производить разных размеров, и в том числе и субмикронного 0,3-0,5мкм. Полипропиленовые волокна в процессе производства и нанесения на различные подложки (выполняющие функции каркаса фильтрующего материала) получают статический заряд. Этот заряд может удерживаться на волокнах и фильтрующем материале некоторое время, но при хранении, как правило, более 5-6 месяцев или в условиях эксплуатации при повышенной влажности заряд может стекать. В результате этого эффективность таких фильтрующих материалов может снижаться на 15-25%, т.е. фильтр изначально классифицированный, например, классом F7 после потери фильтрующим материалом статического заряда может быть классифицирован классом М5 или М6.

Такая особенность наиболее характерна для фильтрующих материалов типа «мелблоун», которые завозятся в Россию в основном из Китая и Европы и используются для изготовления карманных фильтров.

Необходимо отметить, что за последние 10 лет в России появилось большое количество мелких фирм, которые называют себя производителями фильтров, имея при этом 1-2 швейные машины и небольшой участок для вклеивания карманов в металлическую или пластиковую рамку, на которую наклеивают этикетку, с указанным классом фильтра. Фильтру присваивается класс, который поставщик фильтрующего материала указал при поставке.

Наше предприятие ООО «НПП «ФОЛТЕР» работает на рынке производства фильтров уже 20 лет и имеет в своем составе аттестованные испытательные стенды для контроля фильтрующих материалов и фильтров в соответствии с требованиями стандартов EN779 и EN1822.

Многолетний опыт входного контроля фильтрующих материалов показал, что у половины поставщиков фильтрующих материалов из Китая нет соответствия заявленным показателям, в первую очередь по эффективности. Такие случаи были обнаружены и у ряда Европейских поставщиков.

Нами также проводилось тестирование фильтрующих материалов и фильтров после различных сроков их хранения, где в ряде случаев было обнаружено снижение эффективности на 2 класса с F7 до М5.

Эти факты подтверждают актуальность принятия и введения в России новых современных требований к контролю воздушных фильтров общего назначения согласно ГОСТ ЕН 779-2014.

Принятие этого стандарта в России является важным шагом, но к сожалению потребители, в первую очередь бюджетные, не требуют у своих поставщиков протоколов испытаний, подтверждающих поставку воздушных фильтров, требуемого класса очистки. К сожалению, и по сегодняшний день в соответствии с 44 ФЗ главным критерием в закупочных тендерах является минимальная цена, которая позволяет мелким компаниям, не имеющим каких-либо средств контроля воздушных фильтров, побеждать на тендерах и конкурсах и поставлять фильтры неконтролируемого качества.

Это приводит к тому, что, в ряде случаев, не обеспечивается санитарно-гигиенические требования чистоты, подаваемого воздуха, что может приводить к ухудшению здоровья людей, а нарушение технологических требований чистоты воздуха приводит к выпуску некачественной продукции.

Все это, в итоге, приводит к увеличению издержек производственного цикла предприятий.

Источник