Как выбрать нейтрально серый фильтр

Нейтрально-серые (ND) фильтры
и творческая фотография

Рано или поздно для любого фотографа настает момент, когда элементарного знания своей техники и чувства кадра уже не хватает и хочется добавить в свое творчество некие художественные элементы, приемы, открывающие новые горизонты в работе. Профессиональный пейзажный и travel-фотограф, участник клуба «Российское Фото», Владимир Алексеев рассказывает об одном из таких инструментов, которые обязательно должны быть в рюкзаке у любого пейзажиста. А именно — об ND-фильтрах.

«ND» — это сокращение от «neutral density», что в переводе с английского означает «нейтральной плотности». В народе же их называют «нейтрально-серые», так как на вид они действительно серого цвета. Для чего же нужен этот тип светофильтров и с какой целью они чаще всего используются? И главное — можно ли обойтись без них?

Если вы уже не первый день занимаетесь постижением тонкостей фотоискусства, то, скорее всего, уже сталкивались с проблемой слишком большого количества света в том или ином кадре (особенно когда хотелось бы увеличить выдержку). Вот его-то нейтрально-серый фильтр и помогает уменьшить. И не пугайтесь того, что в названии светофильтра присутствует слово «серый», т. к. ND-фильтры никоим образом не вносят цветовую корректировку в изображение. Все, что они делают, — уменьшают количество света, попадающего в объектив, и больше ничего. Конечно, если применять дешевую китайскую подделку, то и коррекция цвета появится. Я уже много раз обжигался на дешевых ND-фильтрах, особенно в те времена, когда впервые их для себя открыл. Но если говорить о качественных ND-фильтрах — например, фирмы Hoya, которыми я сам пользуюсь сейчас и за которые могу ручаться, — то они цвет изображения не меняют, как это и должно быть. А все потому, что их стекло покрывает специальное напыление из частичек металла ACCU-ND, при этом с обеих сторон каждый светофильтр имеет идеально ровную отполированную поверхность и мультипросветление.

Давайте разберемся, как эти фильтры работают, и как/когда/зачем мы их можем применять

Нейтрально-серые фильтры имеют простую и понятную для пользователя градацию, отображающуюся в самом названии. Например, фильтр ND2 пропускает в объектив в 2 раза меньше света, ND4 — в 4 раза меньше, ND500 — в 500 раз меньше и т. д. Как пример: если без фильтра мы можем выставить выдержку, скажем, в 1 секунду, то в тех же самых условиях с фильтром ND4 сможем уже выставить 4 секунды, с фильтром ND16 — 16 секунд, ну и так далее.

Кроме того, все фильтры (во всяком случае Hoya) с внешней стороны имеют специальную резьбу, благодаря чему их можно комбинировать, обеспечивая необходимое затемнение — в этом случае «разы» просто умножаются. К примеру, если у вас всего два фильтра ND2 и ND16, накрутив их оба одновременно, вы получите возможность увеличения выдержки с той же, предположим, 1 секунды — уже до 32 секунд (2×16=32). Это очень удобно и позволяет всего с несколькими фильтрами получать различные значения, лишь незначительно играясь с настройками ISO и диафрагмы на камере. Правда, не стоит забывать о таком эффекте, как виньетирование (затемнение по углам кадра), которое становится критичным на полнокадровых матрицах, ведь даже с двумя накрученными фильтрами, например, на объектив 16 мм, мы практически утыкаемся краями кадра в окружность второго фильтра. Это, конечно, реальная проблема, которая на кропе или на длинных фокусных уже практически незаметна. Лично я для себя нашел отличный выход — так как пейзажи снимаю в основном шириками и сверхшириками, у меня просто имеется целый набор ND-фильтров определенного диаметра, как говорится, «на все случаи жизни»: от ND2 до ND1000. А случаи, как известно, бывают разные. В моей работе ND-фильтр — это не менее важный инструмент, чем такая необходимая вещь, как штатив.

Кстати, был у меня раньше ND-фильтр с переменной плотностью, причем не из дешевых моделей. Есть и такие. Это один фильтр, крутя ободок которого мы можем получать различные значения затемнения. Вот приобретать такой «универсальный фильтр» я вам категорически не советую. Если на низких значениях ND на таком фильтре качество изображения еще более-менее, то с более высокими затемнениями виньетирование настолько сильное, что оно занимает практически полкадра, и снимки можно сразу выкидывать. Это проблема любых ND-фильтров с переменной плотностью. Покажу вам для наглядности такие неудачные кадры с водопада Игуасу (Бразилия) — был пасмурный день с не очень ярким солнцем, и мне нужно было увеличить выдержку минимум на 3 ступени, чтобы получить красивый, ровный поток воды. Но по факту, имея только этот ND с переменной плотностью, практически всю съемку мне пришлось забраковать. Скоро добавлю эти фотографии водопада Игуасу, и вы сами сможете оценить качество картинки у таких фильтров!

Благодаря применению нейтрально-серых фильтров (конечно же, мы теперь знаем, что только с фиксированной плотностью) можно снимать даже днем в яркое солнце на более длительных выдержках, для чего в основном эти светофильтры и используются фотографами. А значит — смазывать движения в кадре, более широко открывать диафрагму, уменьшая при этом глубину резкости, ну и так далее. Как пример — вот эта фотография, сделанная днем, когда свет очень жесткий и неудачный. Без ND-фильтра не стоило бы и браться снимать в таких условиях — кадры были бы неинтересными, скучными, с плохим светом — одним словом, брак. А с ND800 мы получаем вот что:

Рассмотрим подробнее творческие приемы, которыми мы можем пользоваться

Пример первый — если вы хотите днем снять плывущие по небу тучи так, чтобы они превратились из отдельных облаков в один движущийся красивый поток, то можно использовать светофильтр ND500 (или больше, в зависимости от освещенности), в 500 раз уменьшающий поток света, поступающего в камеру, и выдержку от секунд и более. Последний параметр определяется на глаз в зависимости от скорости движения облаков.

Читайте также:  Фильтр для пылесоса POLARIS PVB 1802 1803

Пример второй — допустим, вы желаете сфотографировать красивый закат или рассвет. Для этого вам вполне подойдет нейтрально-серый фильтр ND8, применение которого вам позволит сделать фото с выдержкой до 1 с. При этом и небо проэкспонируется нормально, и тени на переднем плане благодаря более длительной выдержке проработаются лучше. Хотя ради справедливости стоит сказать, что на закаты и рассветы лучше использовать не просто нейтрально-серые фильтры, а градиентные нейтрально-серые фильтры. Что это такое — тем, кто не знает, я расскажу как-нибудь в отдельной статье/уроке.

Для чего еще может понадобиться длительная выдержка? На самом деле, художественных приемов масса! Например, вам нужно сделать такой кадр, в котором есть дорога с проезжающими по ней машинами, но при этом вам нужно, чтобы машин в кадре не было (или же вам хочется снять реку, но по ней снуют лодки и мешают вам сделать шедевр). Движение по дороге ради вашего кадра, конечно же, никто перекрывать не будет, но, к счастью, этого и не нужно. Достаточно выставить выдержку подлиннее, установить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам фотографировать с достаточно длинной выдержкой, — и вуаля! Проезжающие машины просто не успеют проэкспонироваться на вашем кадре, благодаря чему вы получите снимок без них. Конечно, это в случае, если машины едут без включенных фар.

А можно, наоборот, сделать снимки, в которых сфотографирована дорога без машин, зато со множеством белых и красных полос от их фар. Это результат того же приема, только выполненного в такое время суток, в которое автомобили ездят со включенными фарами и сигнальными фонарями, в идеале когда сумерки только начинают сгущаться.

Этот же прием можно использовать и в композиции, которую могут нарушить прохожие и любые другие движущиеся объекты. Увеличивая выдержку, мы просто убираем тем самым из кадра движущиеся объекты. Или размываем их до нужной степени, играясь с выдержками, в зависимости от нашей творческой задумки. Например, имея фильтр ND1000, мы можем таким образом настроить выдержку днем, чтобы снять в толпе города двух влюбленных (которым придется некоторое время постоять неподвижно обнявшись), тогда как толпа вокруг них проэкспонируется едва заметным шлейфом, и создастся ощущение, что для этих двоих время замерло, а остальной мир просто не существует и очень скоротечен. Очень интересный прием.

Но при всем многообразии приемов с нейтрально-серыми фильтрами, мой излюбленный — это работа на различных водоемах. Это и водопады, и озерная/речная гладь, и сильный дождь, и морские волны все, что связано с водой!

Здесь нам ND-фильтры открывают огромные перспективы. Посредством различных манипуляций с выдержкой мы, например, можем сделать водную поверхность безупречно гладкой, как стекло. Или, если море или озеро неспокойно, с помощью длинной выдержки можно его превратить в туман или дымку — такой любимый многими фотографами эффект. Если же вы, наоборот, намерены подчеркнуть динамичность водного потока, то выдержку можно удлинить лишь незначительно (до но нужно экспериментировать), чтобы вода немного смазалась: создастся ощущение, будто она движется очень быстро. Так я, например, снимал совсем недавно льдины в Исландии в известной Лагуне айсбергов. Об эти льдины периодически разбиваются волны, и, пользуясь ND-фильтрами разной плотности, я получал непохожие друг на друга эффекты размытия морских волн.

Небольшой совет по поводу фотографирования с использованием ND-фильтров: ставьте компенсацию экспозиции на «-1». И еще: компоновать кадр желательно без надетого на объектив светофильтра (если позволяют условия), т. к. фильтр сильно затемнит картинку, что осложнит задачу построения кадра.

Шпаргалка по длительности выдержек в светлое время для разных объектов

  • Бурный ручей. Обычно хватает до выдержки. Если экспонировать дольше, то водяной поток, скорее всего, превратится в некий монолит.
  • Слегка размытые в движении машины в городе. Выдержка примерно в 1/2 с. — если больше, то автомобили будут уже слишком размытыми (если вы не добиваетесь именно такого эффекта).
  • Медленно проплывающие облака. Тут уже нужна выдержка от тогда движение будет передаваться очень красиво. Но еще нужно смотреть и на скорость проплывающих облаков.
  • Волна у берега. Тут возможны разные варианты, в зависимости от того, какой эффект вы хотите, от яркости света, силы морского прибоя и т. д. Если нужна едва размытая волна — то выдержка обычно до 1 секунды, ну а вообще все познается на практике — не бойтесь экспериментировать!

Главное правило — чем медленнее то, что мы снимаем, тем большая выдержка нам необходима.

И второе правило — чем меньше мы хотим деталей на снимке, тем опять-таки большая выдержка нам нужна.

Если вы хотите дополнить эту статью или поделиться вашим опытом об использовании ND-фильтров — пишите, пожалуйста, в комментариях. Буду рад узнать о любом вашем опыте, и будет интересно сравнить результаты!

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Владимир Алексеев, 36 лет

Источник



Как выбрать нейтрально серый фильтр

К написанию этой заметки подтолкнул неоднократно задававшийся вопрос «нейтрально серый фильтр какой плотности выбрать, чтобы получить размытие воды, как на прилагаемом фото?». Надеюсь, что мне удастся на него ответить и наконец-то закрыть данную тему.
[Нажмите, чтобы прочитать]

Проблема заключается в том, что, как ни странно, большая часть вопрошающих на самом деле не слишком понимает, зачем-же нужны ND фильтры. Кто-то думает, что они помогут увеличить выдержку, чтобы размыть воду. Кто-то вспомнит, что с таким фильтром можно шире открыть диафрагму в солнечный день. Кто-то даже скажет, что нейтрально серые фильтры нужны для снижения интенсивности света, попадающего на матрицу. Кажется все эти утверждения верны, но на самом деле ND фильтры позволяют получить больший контроль над параметрами фотосъемки — значениями диафрагмы и выдержки. Казалось бы — какая разница? А она заключается в том, что после осознания данного факта вопрос, какой плотности фильтр пригодится на все случаи жизни, отпадет сам собой.

Читайте также:  Корпус фильтра грубой очистки топлива маз

Интенсивность освещения сцены может быть разной в зависимости от погоды, времени суток, сезона года и наличия искусственных источников света. Требуемые значения выдержки и диафрагмы могут отличаться исходя из поставленных задач. Например для размытия потока водопада вполне достаточно одной секунды, а для размытия неспешно накатывающихся морских волн может потребоваться пятнадцать секунд. В зависимости от освещенности сцены, а также требуемой выдержки и (или) диафрагмы подбирается плотность фильтра и конечно ни о какой универсальности фильтров говорить не приходится.

Впрочем, в качестве универсального, многие производители предлагают вариативные нейтрально серые фильтры (или ND фильтры переменной плотности), представляющие собой двойной поляризационный фильтр. Очень заманчиво одним фильтром заменить целый набор, но чудес не бывает и за универсальность придется расплачиваться качеством изображения. У дешевых китайских вариативных фильтров наблюдается неравномерность затемнения на умеренных значениях плотности, а при высокой плотности проблемы возникают даже у самых дорогих фильтров от именитых производителей. Кроме того при увеличении плотности наблюдается усиление искажения цвета, так стоит ли мириться с такими недостатками? Я решил, что нет.

Покупать всю линейку нейтрально-серых фильтров к счастью нет нужды, да это и не получилось бы учитывая, что определенные значения плотности просто не выпускаются. На всякий случай приведу таблицу, демонстрирующую какую именно поправку дадут те или иные фильтры в зависимости от маркировки:

Значение экспозиции, EV Маркировка (зависит от производителя)
1 0,3 (ND2)
2 0,6 (ND4)
3 0,9 (ND8)
4 1,2 (ND16)
5 1,5 (ND32)
6 1,8 (ND64)
7 2,1 (ND128)
8 2,4 (ND256)
9 2,7 (ND500)
10 3,0 (ND1000)

Не знаю, выпускает-ли кто-то фильтры ND128 и ND256, но встречать таковые мне не доводилось. В таблице не указан фильтр ND400 — он немного менее плотный, чем ND500 и корректирует экспозицию чуть менее 9 шагов.

Далее я буду описывать свои подсчеты с упором на контроль выдержки и весьма жесткими требованиями к значениям ISO и диафрагмы. Я исходил из того, что меня устраивает разрешение на диафрагмах 5.6 и 8, а идеальным значением ISO является базовое 200 и допустимо заниженное 100. За основу принял параметры съемки f/5.6, ISO 200 и варьировал параметры и фильтры так, чтобы максимально перекрыть значительный диапазон коррекции выдержки:

Источник

Нейтральные фильтры (ND)

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?

Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.

ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?

Как использовать нейтральные фильтры?

Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!

Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.

Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, – он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.

Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение диафрагмы и выдержку по желанию, а не такими, какими диктует съёмочные условия (узнайте больше об типичных ошибках, связанных с выдержкой, и о лучших способах их избежать).

В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.

В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика – в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта), могут возникнуть проблемы с виньетированием.

Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.

Относительно недавняя разработка – фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.

Когда использовать нейтральные фильтры?

Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика – другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.

Источник

Как выбрать нейтрально серый фильтр

Продолжаем серию статей про светофильтры. Сегодня рассмотрим, что такое нейтрально серый светофильтр, для чего он нужен, варианты его исполнения и модификации.

Общепринятое международное название этого типа фильтров — ND-filter. Сокращение ND расшифровывается как Neutral Density, что в переводе означает – нейтральная плотность. По этой причине фильтр и называют — нейтрально серый. Также у него имеются и жаргонные названия: серый фильтр или тёмное стекло. Задачей данного фильтра является ослабление всего видимого спектра, в равной степени для каждого из цветов (в противном случае цвета будут искажены).

Читайте также:  Где и как использовать походный фильтр для воды

Фильтры данного типа бывают с фиксированной плотностью и с переменной. Фильтр с фиксированной плотностью имеет конструктив как у простого защитного фильтра, отличаясь только функциональной направленностью. Для начинающего же фотографа мы бы рекомендовали ND фильтр именно переменной плотности. Он более универсален и позволит легко подстроить количество пропускаемого света для случая съёмки с жёстко заданными характеристиками (ISO, диафрагма, выдержка).

По конструкции фильтры делятся на кассетные и накручиваемые. Для использования кассетных фильтров на объектив требуется установка дополнительного держателя. В такой конфигурации удобно и быстро осуществлять смену фильтров, но могут быть засветки по краям, что сводит на нет весь творческий замысел. Ещё один недостаток данной конструкции это громоздкость. Накручиваемые фильтры достаточно плотно прилегают к объективу и исключают какую-либо засветку, но требуется аккуратность при установке.

Как любой из фильтров, ND фильтры тоже имеют свои индивидуальные параметры. Главной характеристикой данного светофильтра является его плотность. Но в свою очередь плотность имеет ещё градацию по пропускной способности. Число, стоящее после аббревиатуры ND, обозначает во сколько раз уменьшится количество света на выходе после прохождения через него (в 2 раза, в 4, 8, 16 и так далее). В зависимости от производителя маркировка пропускной способности фильтров может отличаться. Для удобства выбора и определения параметров ND фильтра ниже приведём сводную таблицу соответствия этих характеристик.

Плотности фильтров Уменьшение светопотока Пропускание, %
ND4 (0.6) 2 стопа 25
ND8 (0.9) 3 стопа 12,5
ND16 (1.2) 4 стопа 6,25
ND32 (1.5) 5 стопов 3,12
ND64 (1.8) 6 стопов 1,56
ND100 (2.0) 6 2/3 стопа 1
ND200 (2.3) 7 2/3 стопа 0,5
ND500 (2.7) 9 стопов 0,2
ND1000 (3.0) 10 стопов 0,1

Каких же эффектов может помочь добиться этот фильтр при фотосъёмке? Вот некоторые варианты:

— если вы снимаете портрет в солнечный день и для максимального размытия заднего плана хотите использовать полностью открытую диафрагму (особенно если у вас светосильный объектив с относительным отверстием 1.4—2.8), то у вас может возникнуть пересвет, из-за того, что затвор у любой камеры имеет ограничение по минимальной длине выдержки. Установив затемняющий светофильтр, вы ограничите количество поступающего света, скомпенсировав тем самым недотягивающие до нужных значений параметры камеры (кротчайшая выдержка, минимальное значение ISO).

— при умеренном увеличении выдержки (секунды), можно показать движение объектов. Это позволяет получить эффект мягкого размытия движущейся воды (ручей, волна у берега и т.д.), облаков, автомобилей, людей и так далее. При съёмке данных сцен необходимо использовать штатив.

— при значительном затемнении нейтрального светофильтра и достаточно дооооолгой выдержки (десятки минут и дольше) можно снимать улицы без идущих по ним людей или движущегося по ним транспорта. Эффект заключается в том, что при столь длительной выдержке движущиеся объекты не успеют проэкспонироваться. Здесь использование штатива обязательно.

— ещё один эффект, добиться которого может помочь ND фильтр, это зум-взрыв (zoom-burst). О нём не так часто упоминают. Для получения этого эффекта нужно в момент экспонирования снимка изменить трансфокатором фокусное расстояние объектива. Здесь придётся поэкспериментировать с длительностью выдержек, с отдалением или приближением зумом объекта во время съёмки. Вероятно, для подобного снимка потребуется использование штатива.

Теперь рассмотрим для чего можно использовать ND фильтр при видео съёмке.

Тут будет актуально два момента:

— создание более «киношной» картинки. Данный эффект достигается малой глубиной резкости. А малая глубина резкости это максимально открытая диафрагма, что в яркий солнечный день выставить будет невозможно (то, о чём мы говорили чуть выше). Нам потребуется ограничить количество света, проходящего через объектив.

— избавление от эффекта стробоскопирования при панорамном проходе видеокамеры. Здесь придётся работать с приоритетом выдержки в 1/25 секунды, что в свою очередь не все условия съёмки могу удовлетворять техническим возможностям аппаратуры.

В нашем арсенале появился светофильтр производства компании Pixel. Ранее мы уже рассматривали продукцию данного предприятия и остались вполне довольны. Вот и решили приобрести очередной их продукт Neutral density filter NDX400, также, как и в предыдущей статье, фильтр мы подбирали для объектива Tamron AF SP 24-70mm f/2.8 DI VC USD G2 (A032) Canon EF диаметром 82 мм.

nd-filter_01.jpg

Перейдём к распаковке. Как и в случае с поляризационным фильтром здесь точно такая же плотная картонная коробка. Она имеет контрольные наклейки-пломбы.

nd-filter_02.jpg

Открываем коробку. Фильтр находится в ложементе в полиэтиленовом пакете.

nd-filter_03.jpg

К фильтру прилагается инструкция.

nd-filter_04.jpg

С точки зрения внешнего исполнения, ND фильтр от компании Pixel выглядит очень добротно.

nd-filter_05.jpg

nd-filter_06.jpg

Фильтр имеет две крышки, выполненные из анодированного алюминиевого сплава. Крепление крышек на фильтре резьбовое.

nd-filter_07.jpg

Устанавливаем фильтр на объектив.

nd-filter_08.jpg

Резьбы на фильтре и объективе «уживаются» друг с другом на отлично, всё как положено, без заедания и излишней болтанки.

nd-filter_09.jpg

nd-filter_10.jpg

Единственный момент — внешняя сторона светофильтра имеет больший диаметр резьбового кольца и установить защитную крышку не представляется возможным. Это первый конструктивный минус, который мы нашли, но он не настолько критичен.

nd-filter_11.jpg

В остальном никаких нареканий нет. Сам фильтр в оправе вращается плавно, без заедания и люфтов.

nd-filter_14.jpg nd-filter_15.jpg

nd-filter_12.jpg nd-filter_13.jpg

В завершении данной статьи решили внешне сравнить два фильтра Neutral density filter NDX400 и CPL filter.

nd-filter_16.jpg

Заметим, что найти нужный фильтр в сумке или рюкзаке достаточно просто, так как они различаются по цветам крышек, что избавляет от необходимости вычитывать мелкие надписи.

nd-filter_17.jpg

Если соосно сложить два фильтра между собой, то видны их небольшие геометрические отличия.

nd-filter_18.jpg

На этом пока всё, будем готовить материал для следующей статьи про тестирование этих фильтров.

Источник